Расширение использования комплексов фотовидеофиксации («комплексы ФВФ») является важной задачей в контексте совершенствования транспортной инфраструктуры региона и создания безопасной дорожной среды. Например, по сведениям Минтранса Московской области, на дорогах Подмосковья в 2023 году было дополнительно установлено 600 новых комплексов ФВФ и по итогам 2024 года с помощью комплексов удалось значительно снизить аварийность на дорогах: количество аварий в 18 местах концентрации ДТП сократилось на 61%, число погибших – на 71%, а число раненых – на 55%, при этом в 6 местах аварийность полностью отсутствует.
Реализация проектов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, предусматривающих приобретение комплексов ФВФ и создание информационной системы управления такими комплексами, может требовать значительных инвестиций, поэтому многие регионы используют механизм концессионных соглашений для привлечения внебюджетных средств в такие проекты.
Предлагаем остановиться подробнее на некоторых аспектах заключения и исполнения концессионных отношений в данной сфере.
Что является объектом концессии
Большинство концессий в отношении систем фотовидеофиксации, заключенных до 2018 года, структурировались как концессии в отношении элементов обустройства автомобильных дорог (к которым относятся технические средства фиксации правонарушений правил дорожного движения), при этом в состав объекта также включался физический центр обработки данных – здание или помещение, в котором располагается операционный центр, автоматизированные рабочие места, серверное оборудование и т.д.
Это было обусловлено тем, что до 2018 года концессионное законодательство и законодательство о ГЧП не предусматривало возможность заключения соглашений только в отношении объектов информационных технологий и технически связанных с ними средств, без включения в состав объекта недвижимого имущества.
После изменений законодательства концессии в отношении систем ФВФ могут строиться по модели ИТ-концессий, то есть без включения в состав объектов недвижимого имущества. В таком случае, полагаем, средства фиксации правонарушений могут выступать в качестве технических средств, обеспечивающих функционирование объекта информационных технологий, поскольку именно с камер фото-, видеонаблюдения в информационную систему поступает информация, содержащая сведения о зафиксированных нарушениях.
Наряду с функционалом в сфере фиксации нарушений правил дорожного движения информационная система может предусматривать и иной функционал, например, использоваться для осуществления контроля за соблюдением правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. В таком случае, в состав объекта в качестве технических средств могут войти пункты весогабаритного контроля.
Платежный механизм проекта
До 2023 года плата концедента могла структурироваться в форме «платы за доступность»: платеж направлялся концессионеру за осуществление им качественной эксплуатации объекта (обеспечение доступности объекта для оказания услуг концессионером в рамках концессии). Такой платеж мог устанавливаться в любом размере, при этом мог быть не привязан к конкретным расходам концессионера и, соответственно, мог учитывать прибыль, необходимую концессионеру для того, чтобы проект являлся для него коммерчески успешным.
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») финансовое участие концедента может осуществляться в трех формах: капитальный грант, плата концедента и возмещение недополученных доходов в целях достижения минимального гарантированного дохода («МГД»). Плата концедента (как и капитальный грант) имеет целевой характер – ее выплата может направляться на финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов концессионера на создание и эксплуатацию объекта концессионного соглашения[1], таким образом, размер платы концедента ограничен фактическими расходами концессионера на проект и формально не может являться источником прибыли концессионера от реализации проекта. Выплата МГД может быть предусмотрена только если концессионером осуществляется деятельность с использованием объекта, приносящая ему доход[2].
Таким образом, если у концессионера нет уверенного дополнительного коммерческого потока от осуществления иной деятельности с использованием объекта концессии, для обеспечения окупаемости проекта придется большую часть расходов покрывать за счет бюджета.
Данный пример показывает, что опыт прошлых проектов, безусловно, важен, но его нельзя слепо тиражировать: изменения законодательства и развитие судебной практики требуют постоянной адаптации и пересмотра подходов к структурированию новых сделок.
Интересно отметить, что большое количество концессий в отношении систем фотовидеофиксации предусматривает плату концедента в виде процента от количества начисленных или поступивших штрафов в бюджет концедента. На наш взгляд, такой подход применим и с учетом действующих положений Закона о концессиях о целевом характере платы концедента – такое условие является способом определения размера подлежащего выплате концессионеру платежа посредством формулы, учитывающей суммы штрафов, и не означает, что выплата платы концедента находится в прямой зависимости от поступления денежных средств в бюджет концедента[3] – однако необходимо обратить особое внимание на формулировку условия, чтобы увязать его с требованием концессионного законодательства о необходимости подтверждения расходов в целях получения такого платежа.
При структурировании проектов в отношении систем фото-, видеофиксации необходимо учитывать и другие аспекты, в том числе обусловленные спецификой ИТ-концессий – детальное правовое структурирование таких проектов позволит найти баланс между их коммерческой привлекательностью для инвестора и достижением ключевых публичных целей — повышением безопасности на дорогах.
[1] Часть 1 статьи 10.1 Закона о концессиях.
[2] Часть 5 статьи 10.1 Закона о концессиях.
[3] См., например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.12.2017 № Ф10-4854/2017 по делу № А54-6740/2016.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.