Инфраструктура. Право. Решения.

 

Частную сторону в подавляющем большинстве ГЧП-проектов представляет недавно созданная компания (SPV), которая никакой другой деятельностью, кроме реализации этого проекта, не занимается. Создается такая компания, как правило, незадолго до начала конкурса (или подачи частной инициативы). Соответственно, убедительной кредитной истории и багажа реализованных проектов тоже не имеет.

Самым безобидным последствием такой ситуации являются многократные объяснения контрагентам целей и преимуществ использования так называемой «проектной компании». Хуже, если правоприменительные органы займут консервативную позицию и посчитать некорректным недавно созданному заявителю подтверждать свое соответствие квалификационным требованиям, ссылаясь на опыт третьих лиц. Кстати, подобные условия конкурсной документации по концессионному конкурсу рассматривались судом и были признаны законными.

В чем же плюсы использования проектной компании?

Как правило, для реализации ГЧП-проекта привлекается внешнее финансирование. В этом случае выручка по проекту является основным или даже единственным источником средств для расчетов с кредиторами. Поэтому важным фактором защиты интересов инвесторов является создание условий, при которых полученная выручка расходовалась бы только на профильные цели. Кроме того, важно защититься от внезапного появления «старых» долгов.

Эти задачи и позволяет решить использование в качестве частного партнера или концессионера недавно созданной компании, не занимающейся никакими направлениями деятельности, кроме реализации проекта. Кредиторы могут быть уверены, что берут на себя только риски, связанные с конкретным ГЧП-проектом, а не всем бизнесом, в котором когда-либо участвовал, или планирует участвовать их должник. Поэтому подход, при котором для создания конкретного проекта создается и используется отдельное юридическое лицо, является традиционным и положительным образом сказывается на оценке ГЧП-проекта потенциальными инвесторами и рейтинговыми агентствами1.

Проектная компания, как правило, занимается исключительно вещами, связанными с непосредственной реализацией проекта:

  • заключение и исполнение концессионного соглашения или соглашения о ГЧП, а также всех связанных с ним договоров – операторских, поставочных, договоров на техническое обслуживание и т.д.;
  • производство товаров, выполнение работ, оказание услуг с использованием объекта концессионного соглашения или соглашения о ГЧП (самостоятельно либо посредством привлечения третьих лиц);
  • привлечение финансирования в ГЧП-проект.

Зачастую такой проект является для компании единственным, концентрация нескольких ГЧП-проектов на одном лице происходит крайне редко. Подобное ограничение может быть зафиксировано в учредительных документах компании2 либо реализовываться фактически. Например, ковенанты, связанные с ограничением деятельности проектной компании, могут быть закреплены в соглашениях о предоставлении финансирования. 

Императивных требований к организационно-правовой форме проектной компании не существует: инвесторы сами определяют, какой вариант будет являться для них оптимальным с точки зрения структуры собственности и используемых инструментов привлечения финансирования.

Продолжением идеи использования проектной компании для реализации ГЧП-проектов и снижения рисков кредиторов стало появление институтов специализированного финансового общества (СФО) и специализированного общества проектного финансирования (СОПФ), но эта тема заслуживает отдельного обсуждения.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 См. напр. Методологию присвоения рейтингов кредитоспособности проектным компаниям, утвержденную на заседании методологического комитета АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА» от 28.04.2017

2 Пункт 1 статьи 49 ГК РФ


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.