Инфраструктура. Право. Решения.

 

До 1 мая 2018 года во всех субъектах РФ должны быть отобраны региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами («ТКО»), с которыми органы исполнительной власти субъектов РФ на конкурсной основе заключают соответствующие соглашения.

Несмотря на то, что до истечения данного срока осталось менее года, некоторые вопросы, связанные с деятельностью регионального оператора, остаются открытыми.

Соотношение с концессией

Региональный оператор должен быть отобран в каждом субъекте РФ в специальном порядке, установленном Правительством РФ. Лицо, получившее статус регионального оператора, будет уполномочено осуществлять на территории региона деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО. Наличие регионального оператора или планы по его отбору не препятствуют заключению концессионных соглашений в отношении объектов обработки, накопления, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО.

Если в субъекте РФ имеется заключенное концессионное соглашение, то уже существует лицо, которое владеет рядом необходимых для деятельности регионального оператора объектов, либо взяло на себя обязательство создать (модернизировать) их. Кроме того, есть вероятность, что деятельность концессионера по данному соглашению регулируется на основе закрепленных в нем долгосрочных параметров регулирования, что, в определенной мере, «связывает» тарифный орган при дальнейшем установлении тарифов.

Факт наличия обязательств по концессионному соглашению учитывается при отборе регионального оператора: во втором его этапе могут принимать участие только лица, которые владеют необходимыми объектами имущества в достаточном объеме, либо имеют обязательства по завершению их строительства и (или) модернизации в соответствии с концессионным соглашением. Но в случаях, когда региональный оператор выбирается впервые, субъект РФ вправе не использовать двухэтапный отбор, а критерий владения объектами или наличия обязательств по их созданию (модернизации) является опциональным.

Данная ситуация требует особого внимания к сбалансированности требований первого отбора региональных операторов, процедуре разработки и изменения территориальных схем обращения с отходами и работе тарифных органов с тем, чтобы дублирование функций и потоков не ухудшило положение потребителей.

Переход на новое тарифное регулирование

Изначально предполагалось, что ценовое регулирование будет осуществляться по старым правилам (в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») до выбора регионального оператора. Это означало, что применение нового тарифного регулирования на практике должно было начаться с утверждения единых тарифов для региональных операторов.

Однако с 29 декабря 2017 года вступили в силу изменения, согласно которым утвержденные по старым правилам тарифы действуют до 1 января 2018 года, в то время как крайний срок завершения конкурсных процедур по выбору регионального оператора - 1 мая 2018 года. То есть в случае, если до 1 января 2018 года в субъекте РФ не будет выбран региональный оператор, тарифы на отдельные виды деятельности для самостоятельных операторов будут утверждаться по новым правилам тарифного регулирования в отсутствие единого тарифа. Такой подход подтверждается письмом ФАС России от 19.04.2017 № ВК/26417/17.

Для утверждения тарифа на следующий год предложения регулируемых организаций должны были быть поданы в тарифный орган до 1 сентября 2017 года. Многие регулируемые организации не смогли оперативно разобраться в новых правилах тарифного регулирования и подать экономически обоснованное предложение.

При этом утверждение тарифов по новым правилам зачастую совпадает с периодом отбора регионального оператора, одним из критериев отбора которого является приведенная стоимость оказываемых услуг. В дальнейшем региональный оператор будет осуществлять деятельность по единому тарифу, размер которого определяется исходя из принципа непревышения стоимости услуг регионального оператора, определенной по результатам отбора.

Таким образом, даже для корректного установления начальных значений критериев отбора регионального оператора, субъект РФ обязан иметь четкое представление о размерах тарифов прочих регулируемых организаций, осуществляющих деятельность на данной территории.

Поэтому при утверждении тарифов и проведении отбора регионального оператора потребуются тщательный расчет и распределение будущих расходов, который значительно осложняется сокращенным сроком перехода на новое регулирование и отсутствием сложившейся практики.

***

Процесс внедрения нового института регионального оператора по обращению с отходами осложняется серьезными изменениями регулирования данной отрасли в целом и требует повышенного внимания со стороны всех заинтересованных сторон. В противном случае существует риск серьезных ошибок, препятствующих эффективному выполнению региональным оператором своих функций.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Правительство РФ скорректировало форму предложения для частной концессионной инициативы и утвердило форму для иных заявителей
25 Sep 2023
Новый акт

Правительство РФ скорректировало форму предложения для частной концессионной инициативы и утвердило форму для иных заявителей

16 сентября 2023 года было принято постановление Правительства Российской Федерации от № 1515, которым были внесены изменения в форму предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с частной инициативой.

Концессионеры могут получить преимущественное право на заключение новой концессии в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения
19 Sep 2023
Новый акт

Концессионеры могут получить преимущественное право на заключение новой концессии в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения

Разработан проект федерального закона о внесении изменений, цель которого заключается в предоставлении добросовестным концессионерам в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения преимущественного права на заключение нового концессионного соглашения.

Правительство РФ установило предельный размер возмещения расходов на подготовку «частной концессионной инициативы»
15 Sep 2023
Новый акт

Правительство РФ установило предельный размер возмещения расходов на подготовку «частной концессионной инициативы»

С 1 октября 2023 года вступают в силу изменения касательно заключения концессионного соглашения посредством частной концессионной инициативы, а также предельного размера расходов на подготовку предложения. 

Разработан проект постановления Правительства РФ о требованиях при проведении конкурсов в сфере ГЧП в электронной форме
15 Sep 2023
Новый акт

Разработан проект постановления Правительства РФ о требованиях при проведении конкурсов в сфере ГЧП в электронной форме

С 1 марта 2024 года конкурс на право заключения концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве может проводиться в электронной форме, а с 1 января 2026 года проведение такого конкурса осуществляется исключительно в электронной форме.