Инфраструктура. Право. Решения.

10-06-2019
Новый акт

 

Одной распространенных претензий к действующему концессионному регулированию является жесткий порядок внесения изменений в заключенное концессионное соглашение. Постановлением правительства от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения» (далее – Постановление) установлен закрытый перечень оснований, наступление которых позволяет участникам концессии вносить в нее изменения. На практике из-за закрытого перечня часто возникают ситуации, когда существует объективная необходимость корректировки условий концессии, но основания, предусмотренные Постановлением, не позволяют это сделать.

3 июня 2019 года принято Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 № 708 «О внесении изменений в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения», которое призвано частично упростить ситуацию в отношении объектов водо-и теплоснабжения. В отношении остальных объектов концессии порядок внесения изменений не поменялся.

Вот перечень ключевых новелл, вносимых в Постановление:

  1. Исключено императивное правило о невозможности изменения концессионного соглашения, заключенного менее года назад.
  2. Появились новые основания для внесения изменений в соглашение:
    • выявление бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения - отсутствие такого основания напрямую противоречило положениям ч.ч. 5, 6 ст. 51 Закона о концессиях[1];
    • вывод объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения или входящих в состав объекта концессионного соглашения, из эксплуатации в случае, если такой вывод ранее не был предусмотрен условиями концессионного соглашения;
    • осуществление возмещения фактически понесенных расходов концессионера в соответствии с порядком, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о концессиях – отсутствие данного основания не позволяло сторонам решить вопрос возмещения расходов путем продления срока действия соглашения, несмотря на то, что это прямо предусмотрено Законом о концессиях;
  3. В перечне документов, направляемых в антимонопольный орган для целей получения согласия, учтено, что условия концессионного соглашения могут быть зафиксированы не только в конкурсном предложении, но и в предложении в рамках «частной инициативы».
  4. Увеличение объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения теперь является основанием для отказа во внесении изменений если такие изменения не вызваны вступлением в силу нормативных правовых  актов,  в связи с которыми стороны  концессионного  соглашения  оказываются  неспособными выполнить принятые на себя обязательства или ухудшается  положение  концессионера.

В целом смягчение порядка, предусмотренного Постановлением, безусловно, является позитивным трендом и поможет многим участникам концессий. Но нельзя не отметить, что сохранение закрытого и довольно жесткого перечня оснований, существенно ограничивает стороны, в том числе в применении классических механизмов распределения рисков. Так, например, традиционным последствием наступления особого обстоятельства является право сторон на внесение изменений в концессионное соглашение, в том числе в части продления его срока. Но очевидно, что перечни особых обстоятельств, обычно используемые участниками рынка, существенно шире, чем перечень оснований для изменений концессионного соглашения, предусмотренный Постановлением.


[1] Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

Поделиться:

Последние статьи

Определен ТОП регионов по уровню развития ГЧП
25 Aug 2021
Новости

Определен ТОП регионов по уровню развития ГЧП

Минэкономразвития России подготовило рейтинг субъектов РФ по уровню развития государственно-частного партнерства за 2020 год

Приняты правила субсидирования затрат на создание и увеличение площади индустриальных парков и промышленных технопарков
24 Aug 2021
Новый акт

Приняты правила субсидирования затрат на создание и увеличение площади индустриальных парков и промышленных технопарков

Субсидироваться с привлечением средств федерального бюджета могут расходы управляющей компании на реализацию проектов, начатых не ранее 2020 года

Принято постановление о реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов ГЧП и концессии
11 Aug 2021
Новый акт

Принято постановление о реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов ГЧП и концессии

Ранее мы рассказывали о разработке проекта постановления Правительства РФ о реализации проекта по созданию инновационной образовательной среды (кампусов) с применением механизмов ГЧП

Утверждены правила отбора проектов, финансируемых за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета
30 Jul 2021
Новости

Утверждены правила отбора проектов, финансируемых за счет бюджетных кредитов из федерального бюджета

Новый проект постановления Правительства РФ утверждает правила отбора инфраструктурных проектов, финансируемых бюджетным кредитом