Инфраструктура. Право. Решения.

10-06-2019
Новый акт

 

Одной распространенных претензий к действующему концессионному регулированию является жесткий порядок внесения изменений в заключенное концессионное соглашение. Постановлением правительства от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения» (далее – Постановление) установлен закрытый перечень оснований, наступление которых позволяет участникам концессии вносить в нее изменения. На практике из-за закрытого перечня часто возникают ситуации, когда существует объективная необходимость корректировки условий концессии, но основания, предусмотренные Постановлением, не позволяют это сделать.

3 июня 2019 года принято Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 № 708 «О внесении изменений в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения», которое призвано частично упростить ситуацию в отношении объектов водо-и теплоснабжения. В отношении остальных объектов концессии порядок внесения изменений не поменялся.

Вот перечень ключевых новелл, вносимых в Постановление:

  1. Исключено императивное правило о невозможности изменения концессионного соглашения, заключенного менее года назад.
  2. Появились новые основания для внесения изменений в соглашение:
    • выявление бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения - отсутствие такого основания напрямую противоречило положениям ч.ч. 5, 6 ст. 51 Закона о концессиях[1];
    • вывод объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения или входящих в состав объекта концессионного соглашения, из эксплуатации в случае, если такой вывод ранее не был предусмотрен условиями концессионного соглашения;
    • осуществление возмещения фактически понесенных расходов концессионера в соответствии с порядком, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о концессиях – отсутствие данного основания не позволяло сторонам решить вопрос возмещения расходов путем продления срока действия соглашения, несмотря на то, что это прямо предусмотрено Законом о концессиях;
  3. В перечне документов, направляемых в антимонопольный орган для целей получения согласия, учтено, что условия концессионного соглашения могут быть зафиксированы не только в конкурсном предложении, но и в предложении в рамках «частной инициативы».
  4. Увеличение объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения теперь является основанием для отказа во внесении изменений если такие изменения не вызваны вступлением в силу нормативных правовых  актов,  в связи с которыми стороны  концессионного  соглашения  оказываются  неспособными выполнить принятые на себя обязательства или ухудшается  положение  концессионера.

В целом смягчение порядка, предусмотренного Постановлением, безусловно, является позитивным трендом и поможет многим участникам концессий. Но нельзя не отметить, что сохранение закрытого и довольно жесткого перечня оснований, существенно ограничивает стороны, в том числе в применении классических механизмов распределения рисков. Так, например, традиционным последствием наступления особого обстоятельства является право сторон на внесение изменений в концессионное соглашение, в том числе в части продления его срока. Но очевидно, что перечни особых обстоятельств, обычно используемые участниками рынка, существенно шире, чем перечень оснований для изменений концессионного соглашения, предусмотренный Постановлением.


[1] Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

Поделиться:

Последние статьи

Правительство утвердило правила превышения предельного индекса изменения платы за коммунальные услуги
15 Oct 2021
Новый акт

Правительство утвердило правила превышения предельного индекса изменения платы за коммунальные услуги

7 октября 2021 года Правительством РФ принято постановление, предусматривающее внесение изменений в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации

Правительство РФ разработало правила финансирования коммунальных проектов за счет Фонда национального благосостояния
08 Oct 2021
Новый акт

Правительство РФ разработало правила финансирования коммунальных проектов за счет Фонда национального благосостояния

Разработан проект постановления Правительства РФ, утверждающий правила предоставления Фондом содействия реформированию ЖКХ финансирования на реализацию проектов

Правительство РФ утвердило акты для запуска системы финансирования проектов устойчивого развития
01 Oct 2021
Новый акт

Правительство РФ утвердило акты для запуска системы финансирования проектов устойчивого развития

Актами правительства РФ утверждены цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития и требования к системе их верификации, о подготовке которых мы рассказывали ранее

Партнер компании P&P Unity Олеся Белоусова выступила с докладом на Российской неделе ГЧП
30 Sep 2021
Новости

Партнер компании P&P Unity Олеся Белоусова выступила с докладом на Российской неделе ГЧП

Партнер компании P&P Unity Олеся Белоусова выступила с докладом на питч-сессии «Цифровые решения на рынке инфраструктурных проектов: партнерство, а не конкуренция», проходившей 29 сентября в рамках Российской недели ГЧП