Инфраструктура. Право. Решения.

10-06-2019
Новый акт

 

Одной распространенных претензий к действующему концессионному регулированию является жесткий порядок внесения изменений в заключенное концессионное соглашение. Постановлением правительства от 24.04.2014 № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения» (далее – "Постановление") установлен закрытый перечень оснований, наступление которых позволяет участникам концессии вносить в нее изменения. На практике из-за закрытого перечня часто возникают ситуации, когда существует объективная необходимость корректировки условий концессии, но основания, предусмотренные Постановлением, не позволяют это сделать.

3 июня 2019 года принято Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 № 708 «О внесении изменений в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения», которое призвано частично упростить ситуацию в отношении объектов водо-и теплоснабжения. В отношении остальных объектов концессии порядок внесения изменений не поменялся.

Вот перечень ключевых новелл, вносимых в Постановление:

1.   Исключено императивное правило о невозможности изменения концессионного соглашения, заключенного менее года назад.

2.   Появились новые основания для внесения изменений в соглашение:

   выявление бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения - отсутствие такого основания напрямую противоречило положениям ч.ч. 5, 6 ст. 51 Закона о концессиях1;

―   вывод объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся объектом концессионного соглашения или входящих в состав объекта концессионного соглашения, из эксплуатации в случае, если такой вывод ранее не был предусмотрен условиями концессионного соглашения;

―   осуществление возмещения фактически понесенных расходов концессионера в соответствии с порядком, указанным в п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о концессиях – отсутствие данного основания не позволяло сторонам решить вопрос возмещения расходов путем продления срока действия соглашения, несмотря на то, что это прямо предусмотрено Законом о концессиях;

3.   В перечне документов, направляемых в антимонопольный орган для целей получения согласия, учтено, что условия концессионного соглашения могут быть зафиксированы не только в конкурсном предложении, но и в предложении в рамках «частной инициативы».

4.   Увеличение объема расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения теперь является основанием для отказа во внесении изменений если такие изменения не вызваны вступлением в силу нормативных правовых  актов,  в связи с которыми стороны  концессионного  соглашения  оказываются  неспособными выполнить принятые на себя обязательства или ухудшается  положение  концессионера.

В целом смягчение порядка, предусмотренного Постановлением, безусловно, является позитивным трендом и поможет многим участникам концессий. Но нельзя не отметить, что сохранение закрытого и довольно жесткого перечня оснований, существенно ограничивает стороны, в том числе в применении классических механизмов распределения рисков. Так, например, традиционным последствием наступления особого обстоятельства является право сторон на внесение изменений в концессионное соглашение, в том числе в части продления его срока. Но очевидно, что перечни особых обстоятельств, обычно используемые участниками рынка, существенно шире, чем перечень оснований для изменений концессионного соглашения, предусмотренный Постановлением.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Законопроект об особенностях проектов ГЧП в сфере здравоохранения
10 Sep 2024
Новый акт

Законопроект об особенностях проектов ГЧП в сфере здравоохранения

30 августа 2024 года в Государственную Думу внесен проект федерального закона , устанавливающий особенности заключения концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве  в отношении объектов здравоохранения.

СПИК в отношении проектов по роботизации промышленных производств
26 Aug 2024
Новый акт

СПИК в отношении проектов по роботизации промышленных производств

Минпромторг разработал проект Постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий возможность заключения специальных инвестиционных контрактов для реализации инвестиционных проектов по роботизации и (или) автоматизации промышленных производств.

Концессионерам в сфере ЖКХ могут разрешить заключать соглашения на новый срок без торгов
22 Aug 2024
Новый акт

Концессионерам в сфере ЖКХ могут разрешить заключать соглашения на новый срок без торгов

В Государственную Думу внесен законопроект, позволяющий действующим концессионерам по коммунальным концессиям перезаключать соглашение на новый срок без проведения торгов.

Законопроект о реализация ГЧП-проектов в отношении частных промышленных комплексов принят в третьем чтении
31 Jul 2024
Новый акт

Законопроект о реализация ГЧП-проектов в отношении частных промышленных комплексов принят в третьем чтении

Ранее мы публиковали обзор текста законопроекта, внесенного на рассмотрение Государственной Думы. В настоящем материале обновляем обзор с учетом изменений, внесенных в финальную редакцию законопроекта.