Инфраструктура. Право. Решения.

08-08-2017
Новый акт

 

25 июля 2017 г. Советом Федерации был одобрены изменения в Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и иные нормативные правовые акты, в том числе в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Цель изменений – внедрить принцип «альтернативной котельной», согласно которому цена услуг в сфере теплоснабжения на территории ценовых зон может определяться по соглашению сторон. При этом статус ценовой зоны присваивается муниципальному образованию Правительством РФ,  а согласованная цена не должна превышать предельный уровень, рассчитанный исходя из расходов на строительство и эксплуатацию альтернативной котельной, не входящей в централизованную систему теплоснабжения (подробнее см. здесь). 

Указанные изменения являются крайне важными - они направлены на дерегулирование сферы теплоснабжения. В сфере ЖКХ сейчас активно развивается рынок концессий, правила игры на котором тесно связаны с тарифным регулированием, поэтому считаем необходимым оценить влияние изменений на уже заключенные и будущие концессионные соглашения. 

Тарифное регулирование

В рамках действующих концессий тарифы будут устанавливаться в соответствии с условиями, согласованными в концессионном соглашении, в том числе с использованием долгосрочных параметров, рассчитанных при его заключении.

Для будущих же концессий предусмотренные законодательством особенности заключения концессий в сфере ЖКХ (например, установление долгосрочных параметров регулирования, возмещение фактически понесенных расходов, не возмещенных на момент окончания концессии) будут применяться, только если концессионер будет осуществлять деятельность по тарифам. 

Вопрос о возможности существования «нерегулируемых» концессий в сфере ЖКХ, таким образом, решен положительно: если оказываемые концессионером услуги не являются регулируемыми, то и необходимость согласования условий, связанных с расчетом и выплатой тарифа, отсутствует.

Вид тарифа

В будущих концессионных проектах, реализуемых в ценовых зонах теплоснабжения, но предусматривающих тарифное регулирование, будут использоваться двухставочные тарифы, которые предусматривают ставку за тепловую энергию и ставку за содержание включенной в схему теплоснабжения установленной тепловой мощности источника тепловой энергии. Разделение ставок позволит снизить издержки на содержание объектов теплоснабжения, а также повысить экономическую эффективность и финансовую устойчивость ресурсоснабжающих организаций. 

В уже реализуемых концессионных проектах использование двухставочного тарифа также будет возможно, но только по соглашению сторон.

Особенности заключения концессионных соглашений в ценовых зонах теплоснабжения

Порядок заключения концессионных соглашений скорректирован, исходя из роли единой теплоснабжающей организации («ЕТО»), которая будет заключать договоры с потребителями. Такая организация получает преимущественные права при заключении концессионных соглашений в зоне ее деятельности:

  • При проведении конкурса

―  В случае принятия решения о заключении концессионного соглашения конкурсная документация направляется ЕТО, которая вправе заключить такое концессионное соглашение без проведения конкурса. Однако если ЕТО откажется либо не направит ответ в установленный срок, то конкурс будет проводиться в общем порядке.

  • При проведении «частной инициативы»

―   Если уполномоченным органом концедента принято решение о возможности заключения концессионного соглашения по предложению потенциального инвестора, и оно размещено на сайте www.torgi.gov.ru, ЕТО имеет преимущественное право на заключение такого соглашения. Однако она обязана возместить потенциальному инвестору обоснованные расходы, связанные с подготовкой предложения.

―  Кроме того ЕТО вправе сама направить предложение о заключении концессионного соглашения в порядке «частной инициативы». В таком случае оно не размещается на сайте www.torgi.gov.ru – соглашение сразу заключается с ЕТО.

Таким образом, внесенные изменения не влияют на уже заключенные концессионные соглашения (в том числе в части согласованных долгосрочных параметров регулирования), но позволяют в будущем реализовать как регулируемые, так и нерегулируемые концессии.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Проект Федерального закона № 1086603-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.