Инфраструктура. Право. Решения.

16-03-2022
Новый акт

 

5 марта 2022 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона, предусматривающий изменения в законодательство о концессионных соглашениях, соглашениях о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве («соглашение о ГЧП») и в законодательство о недрах.

Целью законопроекта является совершенствование механизмов ГЧП для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов и повышения их инвестиционной привлекательности для частных инвесторов, а также повышение прозрачности процесса отбора потенциального исполнителя.

Законопроект предусматривает, в частности, следующие изменения.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях»)

1.    Размер, порядок и условия финансового участия концедента в исполнении концессионного соглашения напрямую включаются в закон в качестве существенного условия для концессий, предусматривающих финансовое участие концедента. В действующей редакции Закона о концессиях прямое указание на то, что это условие является существенным, отсутствует.

2.    В законопроекте зафиксированы сложившиеся на концессионном рынке названия форм финансового участия концедента в исполнении соглашения: 

  •  капитальный грант (при этом его размер не может превышать 80% расходов на создание/реконструкцию объекта концессионного соглашения);
  • плата концедента, которая выплачивается на этапе эксплуатации;
  • обеспечение минимального гарантированного дохода (если концессионное соглашение предусматривает получение концессионером доходов от использования (эксплуатации) объекта соглашения).

При этом предельный размер финансового участия концедента не может покрывать все расходы концессионера на создание (реконструкцию) и использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения. 

3.    Для концессий, в которых предусмотрено финансовое участие концедента, установление в соглашении концессионной платы становится необязательным. Но она остаётся обязательной для концессий без бюджетного участия (за исключением концессий в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения).

4.    В соответствии с законопроектом концедент сможет передавать концессионеру объекты незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости как на объекты недвижимого имущества (не распространяется на ИТ-концессии).

5.    В Закон о концессиях вводится определение понятия технического обслуживания объекта концессионного соглашения. Под ним понимаются мероприятия, направленные на поддержание объекта концессионного соглашения в исправном, безопасном, пригодном для его эксплуатации состоянии и осуществление его текущего и (или) капитального ремонта.

6.    Предусматривается дополнительное требование к иному имуществу – оно должно быть свободным от прав третьих лиц на момент передачи концессионеру, если законом не установлено иное (в действующей редакции такое требование устанавливается только для объекта концессии).

7.    В Законе о концессиях будет напрямую предусмотрена возможность включать в концессионное соглашение условия об особых обстоятельствах. Под ними в законопроекте понимаются обстоятельства, наступление которых может привести к нарушению концессионером обязательств по концессионному соглашению и (или) возникновению у него дополнительных расходов и (или) недополученных доходов по концессионному соглашению, связанных с наступлением таких обстоятельств. Законопроектом предусмотрены возможные последствия наступления таких обстоятельств – обязательство концедента по возмещению дополнительных расходов и (или) компенсации недополученных доходов концессионера.

В качестве возможных особых обстоятельств проект предусматривает, в частности:

  • нарушение концедентом своих обязательств по соглашению;
  • увеличение расходов концессионера на строительство, реконструкцию, эксплуатацию объекта концессионного соглашения в связи с непредвиденным ухудшением макроэкономических условий, из которых стороны исходили при заключении соглашения (возможность закрепления в соглашении перечня таких условий также предусмотрена законопроектом).

8.    В закон вводятся общие обязательные требования, которым должен соответствовать концессионер. Наряду с требованиями о непроведении ликвидации или о неприостановлении деятельности предусматривается, например, такое: юридическое лицо, с которым заключается концессионное соглашение, не должно быть зарегистрировано в офшорной зоне.

Общие требования к концессионеру заменяют собой требования, предъявляемые законом отдельно к участникам конкурса и к лицам, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, за исключением требования о наличии средств или возможности их получения в размере не менее 5% объема заявленных инвестиций концессионера.

9.    Субъект РФ будет выступать в качестве четвертой стороны прямого соглашения применительно к концессиям в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, при условии определения прав и обязанностей субъекта РФ в прямом соглашении и соблюдения бюджетного законодательства.

10.    Использование примерных концессионных соглашений, утверждённых Правительством РФ, будет носить однозначно рекомендательный характер (такие соглашения, согласно законопроекту, «могут быть использованы при заключении концессионных соглашений»). Таким образом, в законе будет закреплена позиция, давно сложившаяся на практике. 

11.    Законопроект также вносит изменения в порядок заключения концессионных соглашений. Среди них можно выделить, например, следующие: 

a.    Устанавливается возможность проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в электронной форме. Конкурс проводится на электронной площадке, оператор которой включен в перечень операторов электронных площадок, утвержденный Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

b.    Изменён подход к критериям конкурса: теперь они, как и в Законе о ГЧП1 , делятся на технические, финансово-экономические и юридические, при этом уточняется состав данных категорий. 

При заключении концессионного соглашения путем проведения конкурса и в случае финансового участия концедента в соглашении размер такого участия должен быть установлен в качестве критерия конкурса. При этом предельная значимость нефинансовых критериев конкурса не может быть более 0,5.

c.    Правительством РФ будет установлен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к участникам конкурса на право заключения концессионного соглашения (в том числе требований к их квалификации, профессиональным, деловым качествам).

d.    Предусматривается возможность включения в конкурсную документацию условия об обязанности лица, с которым будет заключено концессионное соглашение, возместить лицу, выступившему с предложением о заключении концессионного соглашения в порядке частной инициативы, расходы на подготовку предложения в размере, не превышающем предельного размера расходов, установленного Правительством РФ.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>» («Закон о ГЧП»)

1.    Объем финансового обеспечения, размер государственных или муниципальных гарантий, порядок и условия их предоставления частному партнеру, ранее предусмотренные в составе элемента соглашения о ГЧП, становятся отдельными существенными условиями для соглашения, предусматривающего финансовое участие публичного партнера.

2.    Понятие реконструкции в Законе о ГЧП становится идентичным понятию реконструкции, содержащемуся в Законе о концессиях. Теперь к ней относятся мероприятия по переустройству объекта соглашения о ГЧП на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств. 

В настоящее время применительно к соглашению о ГЧП используется определение реконструкции, содержащееся в Градостроительном кодексе РФ2.

3.    Наличие прав третьих лиц в отношении объекта, указанного в предложении о реализации проекта ГЧП, и отсутствие средств публичного партнера на финансовое участие в проекте на предложенных инициатором условиях перестают быть обязательными основаниями для принятия публичным партнером решения о невозможности реализации проекта.

4.    В Закон о ГЧП вносятся изменения, аналогичные изменениям в Закон о концессиях, в частности:

  • о возможности заключения соглашения о ГЧП в отношении объектов незавершенного строительства (не распространяется на соглашения о ГЧП в отношении объектов ИТ);
  • о возможности включать в соглашение о ГЧП условия об особых обстоятельствах; 
  • о возможности проведения открытого конкурса на право заключения соглашения в электронной форме, также законопроект вносит в Закон о ГЧП иные изменения, касающиеся порядка проведения конкурса;
  • уточняется состав технических, финансово-экономических и юридических критериев конкурса.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» («Закон о недрах»)

1.    Концессионер и частный партнер включаются в перечень пользователей недр на участках недр местного значения, которые содержат общераспространенные полезные ископаемые и предоставляются в пользование в соответствии с Законом о недрах.

2.    Законом о недрах будет напрямую предусмотрено, что право пользования соответствующим участком недр концессионер/частный партнер будет получать без проведения аукциона на основании соответствующего решения органа государственной власти субъекта РФ.

***

[1] Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

[2] Например, под реконструкцией объекта капитального строительства в Градостроительном кодексе РФ понимается изменение параметров такого объекта, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта, за исключением замены отдельных эле


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

Поделиться:

Последние статьи

Расширен перечень объектов для заключения контрактов жизненного цикла
16 May 2022
Новый акт

Расширен перечень объектов для заключения контрактов жизненного цикла

9 мая 2022 года Правительство РФ приняло постановление № 838 , в соответствии с которым контракты жизненного цикла (КЖЦ) теперь могут быть заключены в том числе при закупке самоходных машин и других видов техники. 

Принят закон об изменении правового регулирования ГЧП в сфере общественного транспорта
04 May 2022
Новый акт

Принят закон об изменении правового регулирования ГЧП в сфере общественного транспорта

 1 мая 2022 года опубликован Федеральный закон № 126-ФЗ, которым внесены изменения в законодательство о концессионных соглашениях, соглашениях о ГЧП (МЧП) и законодательство об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.

О передаче обязанности частной стороны по эксплуатации объекта в ГЧП-проектах

О передаче обязанности частной стороны по эксплуатации объекта в ГЧП-проектах

В блоге представлена информация о передаче обязанности частной стороны по эксплуатации объекта в ГЧП-проектах

Утверждены правила субсидирования из федерального бюджета российским кредитным организациям и ВЭБ.РФ недополученных доходов по кредитам на инвестиционные проекты в сфере спорта
20 Apr 2022
Новый акт

Утверждены правила субсидирования из федерального бюджета российским кредитным организациям и ВЭБ.РФ недополученных доходов по кредитам на инвестиционные проекты в сфере спорта

Правительство РФ 26 февраля 2022 года утвердило Правила  предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным кредитам на реализацию инвестиционных проектов в сфере физической культуры и спорта.