18 октября 2022 г. Государственная дума РФ приняла во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» («Законопроект»).
Исходя из пояснительной записки, основная задача Законопроекта - синхронизация норм законодательства об особых экономических зонах («ОЭЗ») и концессионных соглашениях как приоритетных и наиболее востребованных механизмах привлечения инвестиций в экономику. Кроме того, Законопроект направлен на борьбу со злоупотреблениями со стороны резидентов ОЭЗ при многократном изменении соглашений об осуществлении деятельности и необоснованном продлении их сроков.
Законопроект предусматривает, в частности, следующие изменения, направленные на синхронизацию норм о концессиях и об ОЭЗ:
1. Предусмотрено одновременное осуществление контроля за исполнением соглашения об осуществлении деятельности резидентом ОЭЗ и контроля концедента за исполнением условий концессионного соглашения, если резидент ОЭЗ является концессионером;
2. Предусмотрена возможность приложения к заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности проекта концессионного соглашения федерального уровня вместо бизнес-плана;
3. Установлено, что решение о заключении соглашения об осуществлении деятельности принимается в течение 15 рабочих дней после получения необходимых документов в случае, если заявитель является концессионером по концессионному соглашению федерального уровня при условии, что такое концессионное соглашение реализуется в границах ОЭЗ и осуществляемая в его рамках деятельность не противоречит деятельности в ОЭЗ;
4. В качестве дополнительного основания для отказа в рассмотрении заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности предусмотрено наличие решения Правительства РФ об ограничении рассмотрения экспертным советом заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности (на срок не более 1 года) в границах ОЭЗ в случае, если в Правительство РФ в поступило предложение о заключении концессионного соглашения либо Правительством РФ принято решение о заключении концессионного соглашения на конкурсной основе.
При этом одновременно должны быть соблюдены следующие условия:
- концедентом является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ, или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, или орган публичной власти федеральной территории;
- предполагаемые объем инвестиций или объем капитальных вложений в период деятельности в ОЭЗ составляет не менее чем 1 млрд рублей (за исключением нематериальных активов);
- земельный участок или иной объект недвижимости, находящийся в государственной или муниципальной собственности, расположенный в границах ОЭЗ, необходим для осуществления предполагаемой деятельности заявителя и не обременен правами третьих лиц;
- наличие в границах ОЭЗ свободных земельных участков и объектов недвижимости, соответствующих условиям, указанным в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности;
5. Изменения в соглашение об осуществлении деятельности вносятся в течение 90 дней со дня внесения изменений в условия концессии;
6. Действие соглашения об осуществлении деятельности прекращается в случае прекращения действия концессионного соглашения, если соглашение об осуществлении деятельности заключено на основании концессионного соглашения федерального уровня.
Среди изменений, направленных на борьбу со злоупотреблением в сфере деятельности на территории ОЭЗ, дополнительно можно выделить следующее:
1. В случае обращения уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта РФ при передаче ему полномочий в суд с требованием о расторжении соглашения об осуществлении деятельности внесение изменений в такое соглашение со дня поступления заявления в суд до дня вступления в законную силу решения по делу не допускается;
2. Внесение изменений в существенные условия соглашения об осуществлении деятельности, заключенного с резидентом туристско-рекреационной ОЭЗ на территории Северо-Кавказского федерального округа, предусматривающих в том числе продление сроков исполнения обязательств резидента не более чем на два года, более одного раза не допускается;
3. Скорректирован перечень существенных нарушений резидентом ОЭЗ условий соглашения об осуществлении деятельности, к которым отнесено, в частности, нарушение существенных условий соглашения, перечень которых также устанавливается Законопроектом.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.