Инфраструктура. Право. Решения.

20-10-2022
Новый акт

 

18 октября 2022 г. Государственная дума РФ приняла во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» («Законопроект»).

Исходя из пояснительной записки, основная задача Законопроекта - синхронизация норм законодательства об особых экономических зонах («ОЭЗ») и концессионных соглашениях как приоритетных и наиболее востребованных механизмах привлечения инвестиций в экономику. Кроме того, Законопроект направлен на борьбу со злоупотреблениями со стороны резидентов ОЭЗ при многократном изменении соглашений об осуществлении деятельности и необоснованном продлении их сроков.

Законопроект предусматривает, в частности, следующие изменения, направленные на синхронизацию норм о концессиях и об ОЭЗ:

1.   Предусмотрено одновременное осуществление контроля за исполнением соглашения об осуществлении деятельности резидентом ОЭЗ и контроля концедента за исполнением условий концессионного соглашения, если резидент ОЭЗ является концессионером;

2.   Предусмотрена возможность приложения к заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности проекта концессионного соглашения федерального уровня вместо бизнес-плана;

3.   Установлено, что решение о заключении соглашения об осуществлении деятельности принимается в течение 15 рабочих дней после получения необходимых документов в случае, если заявитель является концессионером по концессионному соглашению федерального уровня при условии, что такое концессионное соглашение реализуется в границах ОЭЗ и осуществляемая в его рамках деятельность не противоречит деятельности в ОЭЗ;

4.   В качестве дополнительного основания для отказа в рассмотрении заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности предусмотрено наличие решения Правительства РФ об ограничении рассмотрения экспертным советом заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности (на срок не более 1 года) в границах ОЭЗ в случае, если в Правительство РФ в поступило предложение о заключении концессионного соглашения либо Правительством РФ принято решение о заключении концессионного соглашения на конкурсной основе.

При этом одновременно должны быть соблюдены следующие условия:

  • концедентом является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ, или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, или орган публичной власти федеральной территории;
  • предполагаемые объем инвестиций или объем капитальных вложений в период деятельности в ОЭЗ составляет не менее чем 1 млрд рублей (за исключением нематериальных активов);
  • земельный участок или иной объект недвижимости, находящийся в государственной или муниципальной собственности, расположенный в границах ОЭЗ, необходим для осуществления предполагаемой деятельности заявителя и не обременен правами третьих лиц;
  • наличие в границах ОЭЗ свободных земельных участков и объектов недвижимости, соответствующих условиям, указанным в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности;

5.   Изменения в соглашение об осуществлении деятельности вносятся в течение 90 дней со дня внесения изменений в условия концессии;

6.   Действие соглашения об осуществлении деятельности прекращается в случае прекращения действия концессионного соглашения, если соглашение об осуществлении деятельности заключено на основании концессионного соглашения федерального уровня.

Среди изменений, направленных на борьбу со злоупотреблением в сфере деятельности на территории ОЭЗ, дополнительно можно выделить следующее:

1.   В случае обращения уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта РФ при передаче ему полномочий в суд с требованием о расторжении соглашения об осуществлении деятельности внесение изменений в такое соглашение со дня поступления заявления в суд до дня вступления в законную силу решения по делу не допускается;

2.   Внесение изменений в существенные условия соглашения об осуществлении деятельности, заключенного с резидентом туристско-рекреационной ОЭЗ на территории Северо-Кавказского федерального округа, предусматривающих в том числе продление сроков исполнения обязательств резидента не более чем на два года, более одного раза не допускается;

3.   Скорректирован перечень существенных нарушений резидентом ОЭЗ условий соглашения об осуществлении деятельности, к которым отнесено, в частности, нарушение существенных условий соглашения, перечень которых также устанавливается Законопроектом.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещённая на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

Партнёры P&P Unity — в числе ведущих юристов по версии «Российской газеты» сразу в трех номинациях
04 Dec 2025
Новости

Партнёры P&P Unity — в числе ведущих юристов по версии «Российской газеты» сразу в трех номинациях

По итогам исследования «Рейтинг юристов и их компаний — 2025» от RG.ru партнёры компании P&P Unity были признаны лидирующими юристами сразу в нескольких практиках.

Заключено концессионное соглашение в отношении объекта по обращению с ТКО в Новгородской области
18 Nov 2025
Новости

Заключено концессионное соглашение в отношении объекта по обращению с ТКО в Новгородской области

Состоялось подписание концессионного соглашения по строительству комплекса по обращению с твердыми коммунальными отходами между Новгородской областью и ООО «Экорегион». 

 

Партнер P&P Unity Олеся Белоусова дала комментарий для журнала «РЖД-партнёр»
17 Nov 2025
Новости

Партнер P&P Unity Олеся Белоусова дала комментарий для журнала «РЖД-партнёр»

Партнер P&P Unity Олеся Белоусова прокомментировала, почему механизм ГЧП и государственные гарантии являются ключом к финансированию создания подвижного состава для ВСМ Москва — Санкт-Петербург. 

ГЧП в Арктике
13 Nov 2025
Аналитика

ГЧП в Арктике

Эксперты P&P Unity подготовили обзор "ГЧП в Арктике", в котором проанализированы правовая и организационная база развития Арктики, а также модели реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства.