В апреле 2020 года статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации претерпела очередные изменения. В нее был добавлен пункт 4.2, согласно которому «субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться юридическим лицам, являющимся хозяйственными обществами, в том числе для реализации ими функций, установленных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в виде вкладов в имущество таких юридических лиц, не увеличивающих их уставные (складочные) капиталы, в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Цель поправок понятна – рынку необходимы новые инструменты получения государственного финансирования. Существующие механизмы, такие как концессия, соглашение о государственно-частном партнерстве и даже недавно появившееся соглашение о защите и поощрении капитальных вложений, не всегда срабатывают в силу законодательных ограничений. Не тот объект, не та отрасль, не тот объем инвестиций – и инструмент уже не применим. Требования же к новому формату субсидии на первый взгляд минимальны – участие публично-правового образования в уставном капитале (причем размер участия не важен). К целям расходования субсидии, срокам ее предоставления требований не предъявляется. Даже доля владения публично-правового образования в юридическом лице не вырастет – поэтому используется именно вклад в имущество, а не в уставный капитал.
На первый взгляд инструмент крайне гибкий, и может оказаться реально полезным особенно для проектов, схема реализации которых выходит за рамки стандартной. Правда пока, возможно, из-за отсутствия практики применения1 и разъяснений соответствующих ведомств, возникает некоторые вопросы по использованию механизма. Например, следующие:
- Если итоговой целью направления субсидии будет финансирование капитальных затрат, необходима ли трактовка ее как субсидии на осуществление капитальных вложений согласно п.8.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации со всеми сопутствующими ограничениями? Иными словами, субсидия в добавочный капитал – это отдельный вид субсидии или же только способ направления субсидии?
- Может ли целью субсидии являться реализация локального коммерческого проекта, или критично, чтобы юридическое лицо выполняло функции, установленные федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации
Полагаем, что практика выработает ответы на эти вопросы, а сам инструмент будет активно применяться и добавит новых вариантов структурирования проектов, предполагающих государственную поддержку.
1 Нам известны единичные примеры, например, выделение из резервного фонда субсидий в таком формате АО «ДОМ.РФ» на цели возмещения кредитными организациями недополученных доходов по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства, Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2020 № 1194-РФ
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.