Инфраструктура. Право. Решения.

 

В практике встречаются случаи, когда эффективная реализация проекта возможна только с участием нескольких концедентов, например, если требуется модернизация имущества, части которого расположены на территории разных публично-правовых образований. 

Для таких случаев Закон о концессиях предусматривает механизм совместного конкурса, позволяющий заключить концессионное соглашение сразу с несколькими концедентами, если части объекта концессии находятся или будут находиться в собственности разных публично-правовых образований1.

Предлагаем обратить внимание на два аспекта, в отношении которых при запуске совместного конкурса может возникнуть неопределенность.

На каких уровнях власти можно проводить совместный конкурс?

Закон о концессиях напрямую не указывает, на каких уровнях власти можно проводить совместный конкурс и могут ли в нем участвовать публично-правовые образования разного уровня. 

Согласно данным сайта torgi.gov.ru большинство имеющихся в рыночной практике примеров проведения совместного конкурса касаются проектов в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения с участием нескольких муниципальных образований (причём чаще всего – сельских поселений и муниципальных районов, что, полагаем, связано с тем, что полномочия в сфере ЖКХ в сельском поселении осуществляются органами местного самоуправления муниципального района2). 

При этом для сферы тепло-, водоснабжения и водоотведения постановлением Правительства РФ от 11 мая 2017 г. № 558 утверждены Особенности проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем («Особенности проведения совместного конкурса»). Согласно этому документу право собственности на объект концессионного соглашения, заключенного по итогам совместного конкурса, принадлежит или будет принадлежать муниципальному образованию (муниципальным образованиям) и (или) субъекту РФ (субъектам РФ3). Это косвенно подтверждает, что в совместном конкурсе в качестве концедентов могут участвовать публично-правовые образования разного уровня (муниципалитет и субъект РФ). Полагаем, что такой подход применим также в иных сферах и при другом «наборе» концедентов.

Одно соглашение или несколько?

Закон о концессиях данный вопрос также прямо не регулирует.

Для сферы тепло-, водоснабжения и водоотведения Особенности проведения совместного конкурса устанавливают, что с победителем совместного конкурса каждым концедентом заключается концессионное соглашение в отношении той части имущества, которая указана в конкурсной документации и которая принадлежит или будет принадлежать на праве собственности соответствующему концеденту4

В пользу варианта с несколькими соглашениями говорит и буквальное толкование Закона о концессиях, который в качестве стороны концессионного соглашения называет концедента (в единственном числе), которым могут быть Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование5.

С учётом правил, установленных для объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, полагаем, аналогичной модели с заключением по итогам совместного конкурса нескольких концессионных соглашений стоит придерживаться и в других сферах. Данный вывод подтверждают выпущенные Минпросвещения России Методические рекомендации по реализации проектов создания и реконструкции детских оздоровительных лагерей в рамках механизма государственно-частного партнерства6, которые устанавливают, что по итогам совместного конкурса каждый концедент заключает соглашение с победителем совместного конкурса. 

                                                                                          ***
Хотя область применения совместного конкурса не ограничена, согласно данным сайта torgi.gov.ru, как мы уже упоминали, совместные конкурсы проводятся в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Представляется, это связано в том числе с наличием специального регулирования порядка проведения совместного конкурса для данной сферы, а также с тем, что совместный конкурс позволяет обеспечить комплексную и эффективную модернизацию объектов ЖКХ за счет объединения в периметре проекта как прибыльного, так и убыточного имущества.

Не исключаем, что именно в силу обозначенных выше «пробелов» в регулировании совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения этот инструмент используется участниками рынка в иных сферах пока недостаточно активно.
 


1Часть 1.3 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях»).
2Часть 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3Пункты 1, 4 Особенностей проведения совместного конкурса.
4Пункт 22 Особенностей проведения совместного конкурса.
5Пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о концессиях.
6https://docs.edu.gov.ru/document/9a2cd289c3249aed5967e0e3085f5d82


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity

Поделиться:

Последние статьи

Вступили в силу временные правила заключения и изменения концессионных соглашений
15 Jul 2022
Новый акт

Вступили в силу временные правила заключения и изменения концессионных соглашений

Законы (помимо иных правок) предусматривают изменение в 2022 году правового регулирования в сфере заключения и изменения концессионных соглашений.

Изменение условий заключенного концессионного соглашения в связи с существенным изменением обстоятельств

Изменение условий заключенного концессионного соглашения в связи с существенным изменением обстоятельств

Эксперты P&P Unity рассуждают о новых основаниях для одобрения антимонопольным органом внесения изменений в заключенные концессионные соглашения.
 

Опубликованы Case study май-июнь 2022
01 Jul 2022
Новости

Опубликованы Case study май-июнь 2022

Раздел "Экспертиза" на платформе ГЧП-советник пополнился новыми Case study