Инфраструктура. Право. Решения.

08-04-2021
Новый акт

 

5 апреля 2021 года в Государственную думу РФ было внесено два разработанных Минстроем России законопроекта в сфере регулирования отношений в рамках коммунальных концессионных соглашений:

1.   проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях» (№ 1143824–7);

2.   проект федерального закона «О внесении изменения в статью 174.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 1143825–7).

Изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях»)

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях» (№ 1143824–7) направлен на совершенствование порядка заключения концессионных соглашений в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения путем трансформации арендных отношений в концессионные.

Так, законопроект предусматривает дополнительные условия трансформации:

1.   Все договоры аренды должны быть заключены на срок более 1 года (при заключении концессионного соглашения, дата окончания срока действия которого наступает позднее даты окончания срока действия договора (договоров) аренды). 

2.   Трансформировать в концессию можно договоры аренды, заключенные до 1 июля 2020 года (в текущей редакции – до 1 января 2015 года).

3.   Срок действия заключаемого концессионного соглашения не может превышать 49 лет. 

4.   Концессионное соглашение должно предусматривать принятие на себя концессионером инвестиционных обязательств в течение периода, равного сроку действия заключаемого концессионного соглашения, в размере, рассчитанном исходя из всего срока действия концессионного соглашения и не менее чем в 1,5 раза превышающем размер инвестиционных обязательств арендатора за весь период действия договора аренды, а при их отсутствии - не менее чем в 3 раза превышающем размер арендной платы за весь период действия договора аренды либо рассчитанном исходя из восстановительной стоимости имущества, увеличенной не менее чем в 1,5 раза.

Минимальный размер инвестиционных обязательств рассчитывается следующим образом (выбор способа определяется по решению высшего должностного лица субъекта РФ даже для муниципальных проектов):

―   как сумма инвестиционных обязательств арендатора за 12 календарных месяцев, предшествующих заключению концессионного соглашения, деленная на 12, увеличенная не менее чем в 1,5 раза и умноженная на количество календарных месяцев срока действия заключаемого концессионного соглашения;

―   как сумма арендной платы по договору аренды за 12 календарных месяцев, предшествующих заключению концессионного соглашения, деленная на 12, увеличенная не менее чем в 3 раза и умноженная на количество календарных месяцев срока действия заключаемого концессионного соглашения;

―   как сумма инвестиционных обязательств по концессионному соглашению в размере, не менее чем в 1,5 раза превышающем восстановительную стоимость объектов имущества, передаваемых по концессионному соглашению.

Законопроект предусматривает порядок заключения концессионного соглашения через трансформацию, который частично соответствует порядку, предусмотренному для «частной инициативы» (за исключением сбора заявок от третьих лиц). В частности, он указывает на необходимость согласования долгосрочных параметров регулирования и метода с органом тарифного регулирования. 

При этом о намерении перейти из арендных отношений в концессионные необходимо уведомить до 1 января 2022 года.

Законопроект устанавливает правило о передаче концессионеру без торгов объектов коммунального хозяйства, созданных в собственности концедента в течение срока концессии, если они не предусмотрены концессионным соглашением, но технологически связаны с объектом концессии. При этом стоимость таких новых объектов в совокупности не должна превышать 25 % балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако концессионер вправе отказаться от принятия такого имущества.

В соответствии с пояснительной запиской предлагаемый подход по трансформации обусловлен необходимостью наличия единого ответственного лица (хозяйствующего субъекта), отвечающего за обеспечение надежного теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения потребителей на соответствующих территориях муниципальных образований. 

Изменения в Налоговой кодекс РФ

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 174.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 1143825–7) предусматривает исключение концессионеров, применяющих упрощенную систему налогообложения и заключивших концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, расположенных на территориях населенных пунктов с населением менее 50 тысяч человек, из перечня лиц, на которых возложена обязанность налогоплательщика по НДС.

В соответствии с пояснительной запиской в результате принятия законопроекта тариф на коммунальный ресурс будет устанавливаться концессионеру для всех групп потребителей без выделения НДС (т.е. НДС облагаться не будет). Необходимость принятия законопроекта обусловлена трудностями в привлечении инвестиций в малых городах, где потенциальные инвесторы находятся на упрощенной системе налогообложения. При совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих обложению НДС, на концессионера возлагаются обязанности плательщика по такому налогу. В результате происходит увеличение налоговой нагрузки на инвестора, а реализация проекта становится экономически непривлекательной.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

ВЭБ.РФ будет участвовать в оценке эффективности проектов ГЧП
24 Jan 2025
Новый акт

ВЭБ.РФ будет участвовать в оценке эффективности проектов ГЧП

Министерство экономического развития РФ разработало проект изменений в Правила проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденные постановлением Правительства РФ.

Pro Космос выпустил материал, посвященный вопросам государственно-частного партнерства в космосе
13 Jan 2025
Новости

Pro Космос выпустил материал, посвященный вопросам государственно-частного партнерства в космосе

Pro Космос выпустил материал, посвященный вопросам государственно-частного партнерства в космосе.  В основе статьи, также аналитический обзор "ГЧП в космосе", подготовленный экспертами P&P Unity и АО "ЦНИИмаш".

Опубликованы сase study за ноябрь-декабрь 2024
26 Dec 2024
Новости

Опубликованы сase study за ноябрь-декабрь 2024

Раздел "Экспертиза" на платформе ГЧП-советник пополнился новыми кейс стади.

Начали действовать правила льготного кредитования проектов по восстановлению объектов культурного наследия от «ДОМ.РФ»
25 Dec 2024
Новый акт

Начали действовать правила льготного кредитования проектов по восстановлению объектов культурного наследия от «ДОМ.РФ»

АО «ДОМ.РФ» совместно с Министерством культуры запустило программу льготного кредитования проектов по восстановлению объектов культурного наследия в неудовлетворительном состоянии.