Инфраструктура. Право. Решения.

 

Один из самых частых вопросов, которые нам задают при первом обсуждении потенциального проекта – это «через сколько месяцев мы можем заключим концессионное соглашение?». И в ответ на консервативное предложение рассчитывать на как минимум год от начала работы мы часто слышим, что год – это слишком долго, нужно уложиться в минимум, который позволяет закон, а оптимально – вообще закончить все в течение 3–4 месяцев. В качестве основного аргумента, как правило, приводится позитивно настроенный концедент и четкое внутреннее понимание структуры проекта.

Какие сроки запуска концессионного проекта можно считать реальными, а какие – чересчур оптимистичными? Безусловно, это зависит от отрасли и «масштаба» проекта. Сравнивать «дорожную» концессию с объемом инвестиций в десятки миллиардов рублей и концессионное соглашение в отношении одной котельной и нескольких километров сетей как минимум некорректно. Но попробуем выявить общие закономерности для «среднестатистического» проекта. 

До начала формирования условий соглашения проводятся предварительный технический и финансовый блоки работ. Анализ состояния существующего имущества (если предполагается его передача), планирование объема проектных работ, формирование предпосылок финансовой модели, определение основных платежных потоков проекта необходимы для принятия решения о целесообразности реализации и работоспособности концессии. Параллельно проводится правовое структурирование проекта: даже если насчет правовой модели нет сомнений, необходимо оценить субъектный состав проекта, особенности вовлечения в проект различных типов имущества и др. В коммунальных концессиях в этот период направляется запрос в тарифный орган о ДПР и плановых показателях. 

Данный этап, как правило, занимает несколько месяцев и его пропуск или чрезмерное сокращение может крайне негативно повлиять на работу над проектом в дальнейшем: не всегда условия заключенного КС можно изменить подписанием дополнительного соглашения.

Итак, запланируем скромные 2–3 месяца на предварительную подготовку и рассмотрим дальнейшие сроки, которые зависят уже от выбранной процедуры. 

Частная инициатива

Спешащий скорее перейти к официальным процедурам частный инициатор может подготовить драфт КС за несколько недель, понимая, что потом его в любом случае нужно будет дорабатывать в рамках обсуждения «иных» условий с концедентом. Однако желательно перед подачей ЧКИ провести предварительные переговоры с концедентом хотя бы в минимальном объеме, чтобы поданная инициатива не стала для публичного образования неожиданностью. Итого – 1–2  месяца. 

После подачи у концедента есть 30 дней на принятие решения о принятии ЧКИ на предложенных (маловероятный вариант, как правило, означающий, что длительная работа была проведена в ходе предварительных переговоров) либо на «иных» условиях. С учетом внутренних регламентов концедентов сильно сократить 30-дневный срок получается редко. Добавляем месяц.

Дальше следует этап переговоров. Теоретически, он может быть сколь угодно коротким. На практике у концедентов есть внутренние порядки, предусматривающие создание рабочих групп, запросы информации и получение заключений на проект у заинтересованных органов. Даже если такого порядка нет, к обсуждению проекта КС подключаются отраслевые органы, органы, курирующие вопросы распоряжения государственным/муниципальным имуществом, бюджетом и др. Если проект предусматривает бюджетные платежи, нужно приготовиться к долгому и вдумчивому доказыванию бюджетной эффективности проекта даже несмотря на то, что официально данная процедура для КС в отличие от СГЧП не предусмотрена. 

В случае муниципальной концессии вероятнее всего возникнет необходимость согласования условий с регионом: формально это необходимо только для коммунальных концессий с участием субъекта РФ, но на практике регион так или иначе высказывает свою точку зрения по любым более или менее серьезным муниципальным проектам.

А если проект предполагает значительный объем банковского финансирования, то желательно привлечь кредитную организацию к обсуждению условий соглашения. В противном случае есть реальный риск того, что концессионер не сможет привлечь кредит в проект, в котором банк увидит слишком много рисков. 

Предположим, что переговоры займут около 3 месяцев, и понадеемся, что регулирование нашего концедента не предусматривает необходимости одобрения условий планируемой концессии представительным органом, ушедшим на каникулы.

В течение 10 дней после завершения переговоров проект КС публикуется на сайте torgi.gov.ru и ожидает там заявок третьих лиц в течение 45 дней, сократить которые нельзя. В течение месяца после завершения публикации принимается решение о заключении КС, еще какое-то время уходит на предоставление концессионером обеспечения и непосредственно подписание. 

Итого по самым скромным подсчетам – 10–11 месяцев. 

Конкурс

В отличие от подготовки проекта КС инициатором, разработка конкурсной документации с основными условиями соглашения (либо даже его проектом, что обязательно для коммунальных концессий) занимает гораздо больше времени – ведь нужно пройти все межведомственные согласования. 

Также для конкурсных концессий справедливо все сказанное выше про привлечение к обсуждению проекта субъекта РФ и финансирующей организации. Предположим, что все органы отработали оперативно, и подготовка документов заняла около 3–4-х месяцев. 

Срок проведения официальных конкурсных процедур регламентирован Законом о концессиях и, если не рассматривать ситуацию с единственным заявителем, займет около 6–7 месяцев. Вместе со временем на подготовку – не менее года.

***

В нашей практике встречались случаи, когда проект запускался быстрее, чем в озвученные выше сроки. Но были и обратные ситуации, когда работа над проектом велась в районе 2-х лет. Поэтому предлагаем инициаторам проектов ориентироваться на консервативный  срок «более года», так как запуск качественно (!) проработанного проекта за несколько месяцев – это скорее из области фантастики. 

Сверить наши предположения с нормативными требованиями можно, сформировав дорожную карту концессионного проекта на портале ГЧП-советник.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.       
 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.