Инфраструктура. Право. Решения.

 

Один из самых частых вопросов, которые нам задают при первом обсуждении потенциального проекта – это «через сколько месяцев мы можем заключим концессионное соглашение?». И в ответ на консервативное предложение рассчитывать на как минимум год от начала работы мы часто слышим, что год – это слишком долго, нужно уложиться в минимум, который позволяет закон, а оптимально – вообще закончить все в течение 3–4 месяцев. В качестве основного аргумента, как правило, приводится позитивно настроенный концедент и четкое внутреннее понимание структуры проекта.

Какие сроки запуска концессионного проекта можно считать реальными, а какие – чересчур оптимистичными? Безусловно, это зависит от отрасли и «масштаба» проекта. Сравнивать «дорожную» концессию с объемом инвестиций в десятки миллиардов рублей и концессионное соглашение в отношении одной котельной и нескольких километров сетей как минимум некорректно. Но попробуем выявить общие закономерности для «среднестатистического» проекта. 

До начала формирования условий соглашения проводятся предварительный технический и финансовый блоки работ. Анализ состояния существующего имущества (если предполагается его передача), планирование объема проектных работ, формирование предпосылок финансовой модели, определение основных платежных потоков проекта необходимы для принятия решения о целесообразности реализации и работоспособности концессии. Параллельно проводится правовое структурирование проекта: даже если насчет правовой модели нет сомнений, необходимо оценить субъектный состав проекта, особенности вовлечения в проект различных типов имущества и др. В коммунальных концессиях в этот период направляется запрос в тарифный орган о ДПР и плановых показателях. 

Данный этап, как правило, занимает несколько месяцев и его пропуск или чрезмерное сокращение может крайне негативно повлиять на работу над проектом в дальнейшем: не всегда условия заключенного КС можно изменить подписанием дополнительного соглашения.

Итак, запланируем скромные 2–3 месяца на предварительную подготовку и рассмотрим дальнейшие сроки, которые зависят уже от выбранной процедуры. 

Частная инициатива

Спешащий скорее перейти к официальным процедурам частный инициатор может подготовить драфт КС за несколько недель, понимая, что потом его в любом случае нужно будет дорабатывать в рамках обсуждения «иных» условий с концедентом. Однако желательно перед подачей ЧКИ провести предварительные переговоры с концедентом хотя бы в минимальном объеме, чтобы поданная инициатива не стала для публичного образования неожиданностью. Итого – 1–2  месяца. 

После подачи у концедента есть 30 дней на принятие решения о принятии ЧКИ на предложенных (маловероятный вариант, как правило, означающий, что длительная работа была проведена в ходе предварительных переговоров) либо на «иных» условиях. С учетом внутренних регламентов концедентов сильно сократить 30-дневный срок получается редко. Добавляем месяц.

Дальше следует этап переговоров. Теоретически, он может быть сколь угодно коротким. На практике у концедентов есть внутренние порядки, предусматривающие создание рабочих групп, запросы информации и получение заключений на проект у заинтересованных органов. Даже если такого порядка нет, к обсуждению проекта КС подключаются отраслевые органы, органы, курирующие вопросы распоряжения государственным/муниципальным имуществом, бюджетом и др. Если проект предусматривает бюджетные платежи, нужно приготовиться к долгому и вдумчивому доказыванию бюджетной эффективности проекта даже несмотря на то, что официально данная процедура для КС в отличие от СГЧП не предусмотрена. 

В случае муниципальной концессии вероятнее всего возникнет необходимость согласования условий с регионом: формально это необходимо только для коммунальных концессий с участием субъекта РФ, но на практике регион так или иначе высказывает свою точку зрения по любым более или менее серьезным муниципальным проектам.

А если проект предполагает значительный объем банковского финансирования, то желательно привлечь кредитную организацию к обсуждению условий соглашения. В противном случае есть реальный риск того, что концессионер не сможет привлечь кредит в проект, в котором банк увидит слишком много рисков. 

Предположим, что переговоры займут около 3 месяцев, и понадеемся, что регулирование нашего концедента не предусматривает необходимости одобрения условий планируемой концессии представительным органом, ушедшим на каникулы.

В течение 10 дней после завершения переговоров проект КС публикуется на сайте torgi.gov.ru и ожидает там заявок третьих лиц в течение 45 дней, сократить которые нельзя. В течение месяца после завершения публикации принимается решение о заключении КС, еще какое-то время уходит на предоставление концессионером обеспечения и непосредственно подписание. 

Итого по самым скромным подсчетам – 10–11 месяцев. 

Конкурс

В отличие от подготовки проекта КС инициатором, разработка конкурсной документации с основными условиями соглашения (либо даже его проектом, что обязательно для коммунальных концессий) занимает гораздо больше времени – ведь нужно пройти все межведомственные согласования. 

Также для конкурсных концессий справедливо все сказанное выше про привлечение к обсуждению проекта субъекта РФ и финансирующей организации. Предположим, что все органы отработали оперативно, и подготовка документов заняла около 3–4-х месяцев. 

Срок проведения официальных конкурсных процедур регламентирован Законом о концессиях и, если не рассматривать ситуацию с единственным заявителем, займет около 6–7 месяцев. Вместе со временем на подготовку – не менее года.

***

В нашей практике встречались случаи, когда проект запускался быстрее, чем в озвученные выше сроки. Но были и обратные ситуации, когда работа над проектом велась в районе 2-х лет. Поэтому предлагаем инициаторам проектов ориентироваться на консервативный  срок «более года», так как запуск качественно (!) проработанного проекта за несколько месяцев – это скорее из области фантастики. 

Сверить наши предположения с нормативными требованиями можно, сформировав дорожную карту концессионного проекта на портале ГЧП-советник.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.       
 

Поделиться:

Последние статьи

Минприроды России предлагает расширить перечень форм финансирования проектов в сфере ТКО через Российского экологического оператора
15 Apr 2021
Новости

Минприроды России предлагает расширить перечень форм финансирования проектов в сфере ТКО через Российского экологического оператора

Подготовлен проект изменений в постановление Правительства РФ от 20.12.2019 № 1727, которое регулирует правила предоставления федеральных средств ППК «РЭО» 

Предоставление специализированным обществом займов концессионерам и частным партнерам
14 Apr 2021
Новости

Предоставление специализированным обществом займов концессионерам и частным партнерам

Минстроем России подготовлены изменения в Правила финансирования строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры с использованием облигаций СОПФ

P&P Unity вошла в международный рейтинг The Legal 500
14 Apr 2021
Новости

P&P Unity вошла в международный рейтинг The Legal 500

Компания отмечена в номинации «PPP and infrastructure projects»

На ГЧП-советнике появился раздел «Регионы»
13 Apr 2021
Новости

На ГЧП-советнике появился раздел «Регионы»

В разделе участники рынка смогут найти информацию об особенностях запуска и реализации ГЧП-проектов в конкретных регионах, их инвестиционных потребностях