Инфраструктура. Право. Решения.

 

Специализированное общество проектного финансирования («СОПФ») – относительно новый инструмент для российского рынка, цель его использования – повысить качество облигационного займа. Такой инструмент отлично вписывается в структуру инфраструктурных проектов, реализуемых на базе концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве. В чем же его особенности и преимущества?

Локализация рисков

По своей сути СОПФ – это проектная компания (SPV). Мы уже отвечали на вопрос, почему важно создавать отдельную проектную компанию для участия в ГЧП-проекте. Отличие СОПФ от обычной SPV в ограниченной правоспособности:

  • СОПФ может иметь только гражданские права, соответствующие целям и предмету деятельности, определенным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности1.
  • На СОПФ накладываются и другие ограничения – оно может создаваться только путем учреждения, не вправе уменьшать свой уставный капитал, проводить добровольную реорганизацию2 и т.д.

Иными словами, деятельность СОПФ ограничена исключительно финансированием и реализацией отдельного проекта, а юридическая возможность брать на себя обязательства вне проекта исключается. Такой подход существенным образом повышает инвестиционную привлекательность проекта.

 

Как работает СОПФ

Финансирование проекта с использованием СОПФ осуществляется путем выпуска облигаций. При этом СОПФ аккумулирует на себе денежные требования по обязательствам, которые возникнут при реализации проекта, - такие требования являются обеспечением по облигациям СОПФ.

Схема направления финансовых потоков в случае структурирования проекта с использованием СОПФ может реализовываться в двух базовых вариантах:

  • Концессионер / частный партнер сам является СОПФ. В этом случае он самостоятельно выпускает облигации под залог прав требования по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией проекта (например, права требования по предоставлению бюджетного финансирования, права требования к потребителям).
  • Концессионер / частный партнер и СОПФ не совпадают: частная сторона может уступить СОПФ имеющиеся у нее права требования по соглашению, получив взамен привлеченное СОПФ финансирование.

P.S. Вопрос о возможности СОПФ иметь статус концессионера/частного партнера является дискуссионным.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 Часть 4 статьи 15.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

2 Часть 1-3 статьи 15.2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.