Инфраструктура. Право. Решения.

 

Обычно считается, что один из самых непредсказуемых этапов частной инициативы – публикация проекта концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru. Если хотя бы один желающий направит заявку, подтверждающую его намерение реализовать проект на опубликованных условиях, переход к конкурсным процедурам становится обязательным, а время, затраченное сторонами на выработку условий проекта, устраивающих конкретного инвестора, можно считать потерянным.

Но допустим, все закончилось хорошо, ни одна посторонняя заявка не поступила, 45 дней прошло, будущий концессионер радостно готовится к подписанию концессионного соглашения. Однако, на практике его ожидания не всегда оправдываются.    

Во-первых, Закон о концессиях1 не предусматривает прямой обязанности концедента подписать концессионное соглашение  с инициатором при отсутствии заявок третьих лиц. Казалось бы, это следует из общей логики ст. 37 Закона о концессиях, но в аналогичном случае применительно к соглашению о ГЧП суды подчеркнули отсутствие в законе положений, возлагающих на публичного партнера безусловную обязанность заключить соглашение с инициатором проекта, и отказали инициатору в соответствующем иске2.

Еще один неоднозначный момент – фактическое подписание концессионного соглашения. На практике мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда решение о заключении концессионного соглашения принято (для этого существует установленный законом 30-дневный срок), а само соглашение не подписывается. Часто это происходит с коммунальными концессиями: концедент (муниципальное образование) принимает решение о заключении, возможно, даже подписывает соглашение со своей стороны, и оно направляется на подпись губернатору соответствующего региона. Срок для подписания концессионного соглашения субъектом РФ законом не установлен. Есть ли возможность принудить подписать в судебном порядке – не совсем очевидно, ведь решение о заключении принимал концедент, а не субъект РФ. Хорошо, если в регионе утвержден формализованный порядок согласования проекта муниципальной концессии с субъектом РФ как третьей стороной и есть подтверждения того, что все необходимые согласования участниками проекта пройдены. Но даже в этом случае высок риск того, что концессия так и останется незаключенной, либо проверка и согласования (в том числе повторные) на уровне региона займут столько времени, что выполнить условия концессии станет затруднительно.

Рынок сейчас активно обсуждает инициированный Минэкономразвития проект изменений в Закон о концессиях и Закон о ГЧП. Пока что ни один из указанных выше моментов в нем не затронут. Между тем, не являясь безусловно критичными для реализации концессии, они создают для инициаторов проекта дополнительную неопределенность, а длительная пауза между формированием условий концессии и ее фактическим заключением затрудняет исполнение инвестиционных обязательств концессионером.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.08.2018 по делу № А42-4526/2018.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.  

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.