Инфраструктура. Право. Решения.

 

Обычно считается, что один из самых непредсказуемых этапов частной инициативы – публикация проекта концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru. Если хотя бы один желающий направит заявку, подтверждающую его намерение реализовать проект на опубликованных условиях, переход к конкурсным процедурам становится обязательным, а время, затраченное сторонами на выработку условий проекта, устраивающих конкретного инвестора, можно считать потерянным.

Но допустим, все закончилось хорошо, ни одна посторонняя заявка не поступила, 45 дней прошло, будущий концессионер радостно готовится к подписанию концессионного соглашения. Однако, на практике его ожидания не всегда оправдываются.    

Во-первых, Закон о концессиях1 не предусматривает прямой обязанности концедента подписать концессионное соглашение  с инициатором при отсутствии заявок третьих лиц. Казалось бы, это следует из общей логики ст. 37 Закона о концессиях, но в аналогичном случае применительно к соглашению о ГЧП суды подчеркнули отсутствие в законе положений, возлагающих на публичного партнера безусловную обязанность заключить соглашение с инициатором проекта, и отказали инициатору в соответствующем иске2.

Еще один неоднозначный момент – фактическое подписание концессионного соглашения. На практике мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда решение о заключении концессионного соглашения принято (для этого существует установленный законом 30-дневный срок), а само соглашение не подписывается. Часто это происходит с коммунальными концессиями: концедент (муниципальное образование) принимает решение о заключении, возможно, даже подписывает соглашение со своей стороны, и оно направляется на подпись губернатору соответствующего региона. Срок для подписания концессионного соглашения субъектом РФ законом не установлен. Есть ли возможность принудить подписать в судебном порядке – не совсем очевидно, ведь решение о заключении принимал концедент, а не субъект РФ. Хорошо, если в регионе утвержден формализованный порядок согласования проекта муниципальной концессии с субъектом РФ как третьей стороной и есть подтверждения того, что все необходимые согласования участниками проекта пройдены. Но даже в этом случае высок риск того, что концессия так и останется незаключенной, либо проверка и согласования (в том числе повторные) на уровне региона займут столько времени, что выполнить условия концессии станет затруднительно.

Рынок сейчас активно обсуждает инициированный Минэкономразвития проект изменений в Закон о концессиях и Закон о ГЧП. Пока что ни один из указанных выше моментов в нем не затронут. Между тем, не являясь безусловно критичными для реализации концессии, они создают для инициаторов проекта дополнительную неопределенность, а длительная пауза между формированием условий концессии и ее фактическим заключением затрудняет исполнение инвестиционных обязательств концессионером.


Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.08.2018 по делу № А42-4526/2018.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.  

 


Последние статьи

Утверждены правила предоставления федеральных субсидий на развитие городского транспорта общего пользования
23 Jan 2023
Новый акт

Утверждены правила предоставления федеральных субсидий на развитие городского транспорта общего пользования

16 января 2023 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 26, которым было утверждено приложение № 14 к государственной программе Российской Федерации «Развитие транспортной системы»

Принят закон, обеспечивающий возможность запуска муниципальных концессий и соглашений о муниципально-частном партнёрстве в сфере ИТ
13 Jan 2023
Новый акт

Принят закон, обеспечивающий возможность запуска муниципальных концессий и соглашений о муниципально-частном партнёрстве в сфере ИТ

29 декабря 2022 года принят федеральный закон, вносящий изменения в концессионное законодательство и законодательство о соглашениях о ГЧП (МЧП)

Утверждены правила финансирования модернизации систем коммунальной инфраструктуры Фондом развития территорий
12 Jan 2023
Новый акт

Утверждены правила финансирования модернизации систем коммунальной инфраструктуры Фондом развития территорий

Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2022 г. № 2253 были утверждены правила предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2027 годы

Расходы на реализацию инвестиционной программы в сфере обращения ТКО за прошлый период не будут исключаться из тарифа в очередном периоде в случае их невыполнения
09 Jan 2023
Новый акт

Расходы на реализацию инвестиционной программы в сфере обращения ТКО за прошлый период не будут исключаться из тарифа в очередном периоде в случае их невыполнения

22 декабря 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 13.12.2022 № 2295, которым были внесены изменения в Основы ценообразования в области обращения с ТКО