Инфраструктура. Право. Решения.

 

Обычно считается, что один из самых непредсказуемых этапов частной инициативы – публикация проекта концессионного соглашения на сайте torgi.gov.ru. Если хотя бы один желающий направит заявку, подтверждающую его намерение реализовать проект на опубликованных условиях, переход к конкурсным процедурам становится обязательным, а время, затраченное сторонами на выработку условий проекта, устраивающих конкретного инвестора, можно считать потерянным.

Но допустим, все закончилось хорошо, ни одна посторонняя заявка не поступила, 45 дней прошло, будущий концессионер радостно готовится к подписанию концессионного соглашения. Однако, на практике его ожидания не всегда оправдываются.    

Во-первых, Закон о концессиях[1] не предусматривает прямой обязанности концедента подписать концессионное соглашение  с инициатором при отсутствии заявок третьих лиц. Казалось бы, это следует из общей логики ст. 37 Закона о концессиях, но в аналогичном случае применительно к соглашению о ГЧП суды подчеркнули отсутствие в законе положений, возлагающих на публичного партнера безусловную обязанность заключить соглашение с инициатором проекта, и отказали инициатору в соответствующем иске[2].

Еще один неоднозначный момент – фактическое подписание концессионного соглашения. На практике мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда решение о заключении концессионного соглашения принято (для этого существует установленный законом 30-дневный срок), а само соглашение не подписывается. Часто это происходит с коммунальными концессиями: концедент (муниципальное образование) принимает решение о заключении, возможно, даже подписывает соглашение со своей стороны, и оно направляется на подпись губернатору соответствующего региона. Срок для подписания концессионного соглашения субъектом РФ законом не установлен. Есть ли возможность принудить подписать в судебном порядке – не совсем очевидно, ведь решение о заключении принимал концедент, а не субъект РФ. Хорошо, если в регионе утвержден формализованный порядок согласования проекта муниципальной концессии с субъектом РФ как третьей стороной и есть подтверждения того, что все необходимые согласования участниками проекта пройдены. Но даже в этом случае высок риск того, что концессия так и останется незаключенной, либо проверка и согласования (в том числе повторные) на уровне региона займут столько времени, что выполнить условия концессии станет затруднительно.

Рынок сейчас активно обсуждает инициированный Минэкономразвития проект изменений в Закон о концессиях и Закон о ГЧП. Пока что ни один из указанных выше моментов в нем не затронут. Между тем, не являясь безусловно критичными для реализации концессии, они создают для инициаторов проекта дополнительную неопределенность, а длительная пауза между формированием условий концессии и ее фактическим заключением затрудняет исполнение инвестиционных обязательств концессионером.


[1] Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

[2] Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.08.2018 по делу № А42-4526/2018.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.  

Поделиться:

Последние статьи

Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете офшорным компаниям заключать концессии в сфере ЖКХ
07 Dec 2022
Новый акт

Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете офшорным компаниям заключать концессии в сфере ЖКХ

6 декабря 2022 года Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в часть 1 статьи 40 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Разработан проект правил финансирования модернизации  систем коммунальной инфраструктуры Фондом развития территорий
06 Dec 2022
Новый акт

Разработан проект правил финансирования модернизации систем коммунальной инфраструктуры Фондом развития территорий

Минстрой России подготовил проект постановления Правительства РФ, утверждающий Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2027 годы

Компания P&P Unity – в лидерах рынка «Право.ru – 300»
05 Dec 2022
Новости

Компания P&P Unity – в лидерах рынка «Право.ru – 300»

3 декабря были опубликованы результаты исследования юридического рынка «Право.ru-300»

Антимонопольный орган будет давать согласие на изменение коммунальной концессии в случае финансирования проекта за счет Фонда развития территорий
01 Dec 2022
Новый акт

Антимонопольный орган будет давать согласие на изменение коммунальной концессии в случае финансирования проекта за счет Фонда развития территорий

ФАС России подготовлен проект изменений в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368