Инфраструктура. Право. Решения.

01-10-2021
Новый акт

 

Правительство РФ утвердило ряд методологических документов по финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития, а именно:

  • Критерии проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации («Критерии проектов развития») и Требования к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития («Требования к системе верификации») утверждены постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2021 № 1587;
  • Цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р.

Понятие и критерии проектов устойчивого развития

Требования к системе верификации вводят понятие «проект устойчивого развития», под которым понимается зеленый проект устойчивого развития или адаптационный проект устойчивого развития, соответствующие определениям зеленых проектов и адаптационных проектов, указанным в Целях и основных направлениях устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р (см. Схему проектов устойчивого развития).

Зеленые и адаптационные проекты должны соответствовать целям и основным направлениям устойчивого (в том числе зеленого) развития при выполнении количественных и качественных критериев зеленых (таксономия1  зеленых проектов) и адаптационных (таксономия адаптационных проектов) проектов, утвержденных Критериями проектов развития.

Согласно пояснительной записке к проекту постановления Правительства РФ таксономия зеленых проектов включает перечень проектов, признаваемых зелеными в соответствии с мировой практикой, таксономия адаптационных проектов включает перечень проектов, направленных на адаптацию экономики и изменение климата, не признаваемых явным образом зелеными в соответствии с мировой практикой.

В соответствии с таксономией зеленых проектов к ним относятся проекты в следующих сферах: обращение с отходами (в т. ч. создание и модернизация производств по обращению с отходами производства и потребления, утилизация отходов), энергетика (в т. ч. строительство, модернизация (реконструкция) гидроэлектростанций, систем теплоснабжения), строительство (в т. ч. стротельство «зеленых» зданий и сооружений), промышленность, транспорт и промышленная техника, водоснабжение и водоотведение, природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие, сельское хозяйство. Для каждой из сфер установлены количественные и качественные критерии в зависимости от направления проекта.

В соответствии с таксономией адаптационных проектов к ним относятся проекты в следующих сферах: обращение с отходами (обработка и захоронение ТКО), энергетика (в т. ч. в отношении муниципальных систем теплоснабжения, объектов генерации), устойчивая инфраструктура, промышленность, транспорт и промышленная техника, сельское хозяйство. Для адаптационных проектов в каждой сфере также установлены критерии.

При этом и зеленые, и адаптационные проекты также должны соответствовать следующим условиям:

  • направленность проектов на достижение целей Парижского соглашения2  или одной или нескольких целей устойчивого развития ООН3;
  • реализация проекта должна способствовать достижению целей, связанных с положительным воздействием на окружающую среду;
  • реализация проекта должна способствовать достижению экологического эффекта;
  • соответствие технологическим показателям наилучших доступных технологий;
  • отсутствие значимых побочных эффектов на окружающую среду (принцип «Do Not Significant Harm»).

Финансирование проектов устойчивого развития

Требованиями к системе верификации предусмотрен новый механизм финансирования проектов развития – финансовые инструменты устойчивого развития. Такие финансовые инструменты могут быть в том числе в виде отдельных выпусков облигаций (программ выпуска облигаций) или кредитов (кредитных линий).
При этом финансовый инструмент должен соответствовать следующим условиям:

  • привлечение финансирования для реализации проекта устойчивого развития;
  • использование денежных средств, привлеченных посредством выпуска финансового инструмента, в следующих целях:

―   финансирование капитальных затрат и операционных расходов, необходимых для реализации проекта устойчивого развития,

―   финансирование (рефинансирование) портфеля проектов устойчивого развития;

  • направление денежных средств, привлеченных посредством выпуска финансового инструмента развития, путем:

―   финансирования нового проекта устойчивого развития или портфеля проектов устойчивого развития,

―   рефинансирования и возмещения затрат, понесенных инициатором проекта при его реализации или финансировании за счет денежных средств, ранее привлеченных посредством выпуска других финансовых инструментов, или за счет собственных денежных средств,

―   рефинансирование действующих финансовых инструментов развития;

  • использование и управление денежными средствами, привлеченными посредством выпуска финансового инструмента устойчивого развития, в соответствии со следующими условиями:

―   использование денежных средств – направление привлеченных денежных средств или эквивалентного объема денежных средств на реализацию проекта устойчивого развития не позднее 24 месяцев после выпуска финансового инструмента развития, если иное не определено условиями финансового инструмента развития;

―   управление временно свободными денежным средствами – размещение денежных средств, привлеченных посредством выпуска финансового инструмента развития, или эквивалентного объема денежных средств и временно не израсходованных на реализацию проекта развития, в соответствии с политикой инициатора проекта развития по управлению временно свободными денежными средствами;

  • отбор проектов при привлечении денежных средств под портфель проектов устойчивого развития обеспечивает инвестирование денежных средств в проекты устойчивого развития;
  • соответствие облигаций требованиям, установленным Банком России для облигаций, выпуск или программа которых содержит дополнительную идентификацию с использованием слов «зеленые облигации» (для зеленых облигаций) (не применяется для государственных и муниципальных облигаций).

Верификация финансовых инструментов устойчивого развития

Верификация финансового инструмента устойчивого развития представляет собой определение его соответствия Требованиям к системе верификации. Верификация является основанием для предоставления финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки для таких финансовых инструментов.

Верификация проводится специальным субъектом – верификатором, который является юридическим лицом, предоставляющим заключение о соответствии финансового инструмента устойчивого развития Требованиям к системе верификации. Оценка и включение юридических лиц-заявителей в перечень верификаторов по результатам анализа предоставленных ими документов осуществляются Методологическим центром ВЭБ.РФ.

Верификация в зависимости от формата проводится на следующих этапах:

  • для стандартного формата верификации – на этапе определения соответствия зеленых или адаптационных финансовых инструментов Требованиями к системе верификации перед привлечением денежных средств (до регистрации выпуска облигаций или принятия решения о предоставлении кредитных средств) и на этапе подтверждения соответствия зеленых или адаптационных финансовых инструментов Требованиями к системе верификации после привлечения денежных средств единовременно, не позднее 24 месяцев после привлечения денежных средств;
  • для квалифицированного формата верификации (проводится по запросу государственного органа) – на этапах, предусмотренных для стандартного формата, а также на этапе подтверждения не реже одного раза в год в течение срока действия зеленого или адаптационного финансового инструмента на основании регулярной отчетности инициатора проекта устойчивого развития после проведения единовременной верификации.

По итогам верификации верификатор выдает заключение с выводом о соответствии, несоответствии зеленого или адаптационного финансового инструмента Требованиям к системе верификации или о невозможности сделать вывод о соответствии.

При проведении верификации в квалифицированном формате Методологический центр ВЭБ.РФ после выпуска заключения подтверждает вывод верификатора о соответствии финансового инструмента Требованиям к системе верификации. Такое подтверждение осуществляется на платной основе за счет инициатора проекта, при этом стоимость подтверждения вывода верификатора о соответствии не может превышать одну треть от общей стоимости верификации. При стандартной верификации производится выборочная проверка заключения.

Методологический центр ВЭБ.РФ также уполномочен осуществлять функции по методологическому обеспечению формирования и развития инвестиционной деятельности в сфере устойчивого развития и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого развития, в том числе представление предложений по разработке и регулярной актуализации критериев развития, требований к системе верификации, подходов к оценке воздействия проектов устойчивого развития на окружающую среду и климат и т. д.

Требованиями к системе верификации также определен порядок включения юридических лиц в перечень верификаторов и перечень документов, запрашиваемых верификатором у инициатора финансового инструмента для проведения верификации.


 


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Таксономия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и νόμος — закон) — учение о принципах и практике классификации и систематизации (Большая советская энциклопедия).
Парижское соглашение, принятое 12 декабря 2015 года 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.
Перечень целей определен на основании Декларации «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.