Инфраструктура. Право. Решения.

06-03-2018
Новый акт

 

Минэкономразвития России подготовило масштабные правки в законодательство, регулирующее концессионные соглашения и соглашения о ГЧП1.

Большинство изменений своевременно и направлено на устранение барьеров, а часть – на повышение инвестиционной привлекательности проектов.

Ниже мы приводим описание основных идей законопроекта, которые показались нам наиболее значимыми.

Общие новеллы для концессионных соглашений и соглашений о ГЧП

Объекты

Законопроект расширил перечни объектов, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») и Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>» («Закон о ГЧП»).

Концессионные соглашения и соглашения о ГЧП могут заключаться в отношении объектов, не указанных в законах, если это предусмотрено постановлением Правительства РФ.

Финансирование ГЧП-проектов

В соответствии с изменениями финансирование ГЧП-проектов за счет концедента / публичного партнера может осуществляться в следующих формах:

Таким образом, законопроект устраняет имеющееся в настоящее время «пересечение» платежей и позволяет в полной мере использовать концепцию минимально гарантированного дохода. 

Отбор кредиторов

При проведении конкурса для заключения концессионного соглашения / соглашения о ГЧП концедент / публичный партнер вправе провести отбор кредиторов, если в рамках проекта планируется заключение прямого соглашения. В случае проведения такого отбора прямое соглашение заключается с его победителем.

Будущий концедент / публичный партнер могут предложить провести отбор кредиторов и в рамках «частной инициативы». Если инициатор согласится, то такой отбор будет проводиться после заключения концессионного соглашения / соглашения о ГЧП.

Облигации концессионера / частного партнера

Облигации концессионера / частного партнера под залог прав концессионера / частного партнера или объекта соглашения о ГЧП могут выпускаться без заключения прямого соглашения.

Обусловленное исполнение обязательств

Исполнение концедентом / публичным партнером обязательств (в том числе финансовых) может быть обусловлено наступлением обстоятельств как зависящих, так и не зависящих от воли сторон.

Данное изменение позволит предусматривать денежные выплаты в пользу частной стороны в случае наступления предусмотренных соглашением особых обстоятельств.

Требования к участникам конкурса

В Закон о концессиях включается, а в Законе о ГЧП корректируется пункт, предусматривающий перечень требований, которые могут предъявляться к участнику конкурса в рамках предварительного отбора.

В перечень включены требования о наличии финансовых ресурсов, оборудования и материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом соглашения, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, дополнительно для концессий - наличии лицензий, допусков, разрешений, для соглашений о ГЧП - профессиональная и техническая квалификация и компетентность.

Закон о концессиях дополняется списком лиц, которые могут подтверждать соответствие требованиям (помимо самого заявителя) - владельцы более чем 10 % уставного капитала заявителя, лицо, заключившее соглашение о намерениях с заявителем, лица, входящие в группу указанных лиц.

Возмещение расходов на подготовку «частной инициативы»

Изменения предусматривают, что если «частная инициатива» переходит в конкурс, то в конкурсную документацию может быть включено обязательство победителя конкурса по компенсации расходов инициатора на ее подготовку (в размере не более 1 % от стоимости строительства/реконструкции).

Закупки товаров, работ, услуг концессионера / частного партнера

Вносятся изменения в законодательство о контрактной системе2, согласно которым закупка товаров, работ, услуг у концессионера / частного партнера может осуществляться путем закупки у единственного поставщика в объеме, предусмотренном концессионным соглашением / соглашение о ГЧП.

Дополнительно в Законе о концессиях предусматривается, что соглашение может включать обязательство концедента обеспечить осуществление закупок публичными заказчиками товаров, работ, услуг концессионера при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Такие изменения позволят гарантировать объемы осуществляемой концессионером деятельности.

Новеллы только для концессионных соглашений

Дополнительно в Закон о концессиях вносятся следующие изменения:

  • формулировка закона о соответствии концессионного соглашения примерным формам исключена;
  • согласие антимонопольного органа на изменение существенных условий требуется, если это ведет к увеличению финансовых обязательств концедента, а также, если продлевается срок действия соглашения (исключение, если условия продления предусмотрены в концессионном соглашении);
  • споры между концедентом и концессионером могут разрешаться в судах, арбитражных судах, третейских суда, международном коммерческом арбитраже.

Законопроект предусматривает и иные изменения.

Новеллы только для соглашений о ГЧП

Также в Закон о ГЧП вносятся следующие изменения (выборочно):

  • объектом ГЧП могут быть объекты, предназначенные для проживания обучающихся;
  • объектом ГЧП может быть недвижимое и (или) движимое имущества – наличие в периметре проекта недвижимости не является обязательным;
  • лица, подконтрольные публично-правовым образованиям, могут выступать в качестве частных партнеров, а предприятия, учреждения, публично-правовые компании, их дочерние организации, публичные некоммерческие организации (в том числе фонды, подконтрольные перечисленным лицам) могут участвовать на стороне частного партнера, но не быть им;
  • расширено понятие «реконструкции», теперь оно включает модернизацию и соответствует понятию «реконструкции» из Закона о концессиях.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 Проект Федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О концессионных соглашениях», «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (http://www.consultant.ru/law/hotdocs/52717.html).

2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.