30 июля 2020 г. Минтрансом России на портале https://regulation.gov.ru/ был размещен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 («Законопроект»).
В соответствии с пояснительной запиской к Законопроекту изменения в законодательство о морских портах требуются в связи с увеличившимся числом инвестиционных проектов, реализация которых приостановлена инвесторами на неопределенный срок.
Для решения этой проблемы предлагается предусмотреть, что строительство объектов инфраструктуры морского порта осуществляется на основании декларации о намерениях инвестирования, согласованной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта («федеральный орган»).
На основании декларации между инвестором и федеральным органом2 заключается соглашение о строительстве (реконструкции) объектов инфраструктуры морского порта, которое должно содержать обязательства инвестора по осуществлению деятельности и инвестиций, ответственность за неисполнение обязательств и т.д. Важным моментом является включение в соглашение обязательства инвестора по предоставлению обеспечения исполнения соглашения (денежные средства, банковская гарантия или поручительство).
Законопроект также предусматривает, что в случае досрочного расторжения соглашения в связи с существенным нарушением инвестором его условий расходы, понесенные инвестором в соответствии с соглашением, возмещению не подлежат.
Такие достаточно жесткие, по мнению владельцев портов, требования Законопроекта стали причиной обращения Ассоциации морских торговых портов в ФАС России с жалобой на то, что новые поправки к закону о морских портах, разработанные Минтрансом, дискриминируют бизнес. Однако ФАС России посчитала требования Законопроекта разумными и направленными на повышение эффективности государственных вложений3.
Законопроект еще не подготовлен в окончательной редакции, поэтому не исключено, что он будет дорабатываться. В частности, потребуется проработка соотношения положений Законопроекта с положениями ГЧП-законодательства. В текущей версии Законопроекта указано, что соглашение, о котором мы писали выше, не заключается в случае если инвестор является резидентом особой экономической зоны, зоны территориального развития, территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток либо с ним заключено концессионное соглашение или соглашение о государственно-частном партнерстве. Однако не совсем понятно, как, например, будет коррелировать подписание декларации с порядком заключения концессионного соглашения или соглашения о ГЧП.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
1 https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=106556
2 В соглашении также участвуют органы власти субъекта РФ или муниципального образования, если объекты инфраструктуры морского порта создается на принадлежащих им земельных участках (за исключением случаев, если такие органы выступают в качестве инвесторов).
3 https://www.kommersant.ru/doc/4458810
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.