Инфраструктура. Право. Решения.

 

И Закон о концессиях, и Закон о ГЧП достаточно детально описывают процедуру заключения соглашения посредством частной инициативы. Один из важных ее этапов - публикация согласованного публичной и частной стороной проекта соглашения на официальном портале torgi.gov.ru. Если в течение 45 дней заявки о готовности участвовать в конкурсе от третьих лиц не поступили, соглашение заключается с инициатором ровно в той же (!) редакции, которая была опубликована. Внесение изменений в текст соглашения перед его подписанием чревато нарушением конкуренции – ведь участники рынка в течение 45 дней оценивали свою готовность и желание участвовать в конкретном проекте и на конкретных условиях. 

Это правило хорошо работает, когда процедура частной инициативы проходит в «штатном порядке»: согласовывая условия соглашения, стороны представляют примерный срок его заключения и, отталкиваясь от него, устанавливают сроки выполнения своих обязательств – сроки создания и модернизации объекта, сроки бюджетных платежей и др. 

Но если в ходе частной инициативы возникает административный или судебный спор (а такие ситуации нередки), то участники проекта могут столкнуться с рядом сложностей. Одна из самых распространенных ситуаций – оспаривание третьим лицом законности процедур частной инициативы. В качестве такого лица может выступать надзорный орган (например, прокуратура), но чаще всего оспаривание происходит по инициативе лица, подавшего заявку о готовности к участию в конкурсе, но получившего отказ в ее принятии. 

Если оспаривание проходит успешно, то процедура частной инициативы прекращается либо переходит в конкурс. Но нередки ситуации, когда попытка оспаривания оканчивается неудачей – суд либо антимонопольный орган принимают решение о законности процедуры. Это означает, что первоначальный инициатор и публичная сторона получают, наконец, возможность подписать соглашение. 

Но как быть, если разбирательство затянулось на несколько месяцев (например, решение антимонопольного органа обжаловалось сначала в первой инстанции, а затем в апелляционной) и в части сроков выполнить обязательства, предусмотренные в опубликованном проекте соглашения, невозможно физически?

К сожалению, «уважительной» причины для внесения изменений в опубликованный проект соглашения действующим регулированием не предусмотрено. Возможно, это и к лучшему, ведь в противном случае было бы очень тяжело провести грань между объективной необходимостью корректировок и ситуацией, когда стороны поняли, что неверно оценили условия реализации проекта изначально, и воспользовались удобным поводом для исправления своей ошибки. Поэтому оптимальным вариантом будет подписание сторонами дополнительного соглашения, меняющего невыполнимые условия. Но исправить таким образом ситуацию с исправлением существенных условий концессионного соглашения нельзя – они меняются лишь по согласованию антимонопольного органа и в строго ограниченном перечне случаев. 

В качестве профилактики возникновения подобной ситуации можно посоветовать формулировать ключевые сроки не в формате календарной даты, а в формате периода с даты заключения соглашения. С точки зрения требований, предъявляемых гражданским законодательством, срок будет определен, а возможная задержка в подписании соглашения не сделает такое условие невыполнимым.  


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.