Во многих крупных городах количество кабелей, хаотично размещенных на уличных опорах (столбах), зашкаливает, что портит вид городских улиц и может представлять угрозу для жителей городов. Большая часть таких кабелей - это волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Перенос кабелей по землю – задача, которая стоит перед городскими администрациями (проект «Чистое небо»).
Процесс переноса достаточно масштабен и создает для операторов связи существенную финансовую нагрузку. Кроме того, опоры, на которых размещены ВОЛС сейчас, и земельные участки, под которыми планируется прокладывать новые кабель-каналы, чаще всего находятся в муниципальной собственности. В совокупности с готовностью муниципальных бюджетов софинансировать мероприятия по переносу ВОЛС под землю закономерно возникает вопрос – можно ли реализовать подобные мероприятия по концессионной модели? Вопрос особенно актуален в свете роста популярности концессий в отношении объектов наружного освещения – сам собой напрашивается вариант, при котором концессионер отремонтирует/построит опоры наружного освещения, заменит оборудование на энергоэффективное и заодно снимет ВОЛС, висящие на опорах и перенесет их под землю, все работы по переподключению будут синхронизированы.
Однако, на наш взгляд, такое очевидное на первый взгляд решение будет сопровождаться рядом правовых рисков.
Закон о концессиях1 предусматривает возможность заключения концессионных соглашений в отношении закрытого перечня объектов. Заключение концессионного соглашения в отношении объекта, не относящегося к категории, предусмотренной перечнем, незаконно.
Система наружного освещения относится к категории объектов «объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 части 1 статьи 4 Закона о концессиях, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий»2.
Кабельный канал – это закрытое и заглубленное непроходное сооружение, предназначенное для размещения в нем кабелей3. Если кабель-канал будет предназначаться для размещения ВОЛС, то отнести его к объектам, предназначенным для освещения территории, нельзя. Вопрос об отнесении кабель-каналов с объектам благоустройства также является дискуссионным с учетом их базового функционального назначения (передача информации).
Наиболее корректно будет отнести кабельные каналы к категории объектов «линии связи». Согласно Закону о связи4 объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи являются линейно-кабельными сооружениями связи. В свою очередь линейно-кабельные сооружения связи наряду с линиями передачи и физическими цепями относятся к линиям связи5. Однако категория объектов «линии связи» является допустимой только для заключения соглашений о ГЧП/МЧП6.
С учетом неоднозначной квалификации кабель-каналов для размещения ВОЛС как потенциальных объектов концессионного соглашения представляется, что нужно избегать включения связанных с ними мероприятий в периметр концессии.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
1 Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
2 П. 18 ч. 1 ст. 4 Закона о концессиях.
3 «Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003)
4 Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
5 Пп. 6, 7 ст. 2 Закона о связи.
6 П.10 ч. 1 ст. 7 Закона о ГЧП.
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.