Инфраструктура. Право. Решения.

 

Во многих крупных городах количество кабелей, хаотично размещенных на уличных опорах (столбах), зашкаливает, что портит вид городских улиц и может представлять угрозу для жителей городов. Большая часть таких кабелей - это волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Перенос кабелей по землю – задача, которая стоит перед городскими администрациями (проект «Чистое небо»). 

Процесс переноса достаточно масштабен и создает для операторов связи существенную финансовую нагрузку. Кроме того, опоры, на которых размещены ВОЛС сейчас, и земельные участки, под которыми планируется прокладывать новые кабель-каналы, чаще всего находятся в муниципальной собственности. В совокупности с готовностью муниципальных бюджетов софинансировать мероприятия по переносу ВОЛС под землю закономерно возникает вопрос – можно ли реализовать подобные мероприятия по концессионной модели? Вопрос особенно актуален в свете роста популярности концессий в отношении объектов наружного освещения – сам собой напрашивается вариант, при котором концессионер отремонтирует/построит опоры наружного освещения, заменит оборудование на энергоэффективное и заодно снимет ВОЛС, висящие на опорах и перенесет их под землю, все работы по переподключению будут синхронизированы.

Однако, на наш взгляд, такое очевидное на первый взгляд решение будет сопровождаться рядом правовых рисков.

Закон о концессиях1 предусматривает возможность заключения концессионных соглашений в отношении закрытого перечня объектов. Заключение концессионного соглашения в отношении объекта, не относящегося к категории, предусмотренной перечнем, незаконно.

Система наружного освещения относится к категории объектов «объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 части 1 статьи 4 Закона о концессиях, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий»2.

Кабельный канал – это закрытое и заглубленное непроходное сооружение, предназначенное для размещения в нем кабелей3. Если кабель-канал будет предназначаться для размещения ВОЛС, то отнести его к объектам, предназначенным для освещения территории, нельзя. Вопрос об отнесении кабель-каналов с объектам благоустройства также является дискуссионным с учетом их базового функционального назначения (передача информации).

Наиболее корректно будет отнести кабельные каналы к категории объектов «линии связи». Согласно Закону о связи4 объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи являются линейно-кабельными сооружениями связи. В свою очередь линейно-кабельные сооружения связи наряду с линиями передачи и физическими цепями относятся к линиям связи5. Однако категория объектов «линии связи» является допустимой только для заключения соглашений о ГЧП/МЧП6.

С  учетом неоднозначной квалификации кабель-каналов для размещения ВОЛС как потенциальных объектов концессионного соглашения представляется, что нужно избегать включения связанных с ними мероприятий в периметр концессии.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

П. 18 ч. 1 ст. 4 Закона о концессиях.

«Правила устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003)

Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Пп. 6, 7 ст. 2 Закона о связи.

П.10 ч. 1 ст. 7 Закона о ГЧП.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.  

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.