Инфраструктура. Право. Решения.

08-04-2017
Практика

 

Смысл любого конкурса на право заключения концессионного соглашения – дать возможность участникам конкурса предложить эффективные условия реализации соглашения и обеспечить выбор лучшего предложения. Конкурсная документация, как ключевой элемент конкурса, должна решать, среди прочего, следующие задачи: с одной стороны, обеспечить объективную оценку предлагаемых участниками решений, с другой – исключить победу формально лучшего, но на деле нереализуемого предложения. При этом необходимо соблюсти баланс и не предъявить к участникам конкурса чрезмерных требований по предоставлению доказательств обоснованности и реализуемости предложения.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 21.05.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») конкурсная документация должна предусматривать «исчерпывающий перечень документов и материалов, подтверждающих информацию, содержащуюся в конкурсном предложении».

При проведении концессионного конкурса в сфере тепло- и водоснабжения участники конкурса обязаны прилагать к конкурсному предложению описание основных характеристик предлагаемых ими мероприятий (пункт 2 части 1 статьи 45 Закона о концессиях).

Описание основных характеристик мероприятий не всегда позволяет конкурсной комиссии или привлеченным экспертам оценить реализуемость мероприятий: для этого в предложении должны содержаться расчеты и иная обосновывающая документация. Поэтому на рынке концессионных соглашений в сфере тепло- и водоснабжения сложилась практика устанавливать в конкурсной документации требование о предъявлении в составе конкурсного предложения обосновывающих расчетов и материалов. Правовое основание такого требования - часть 1 статьи 23 Закона о концессиях. При этом перечень таких документов не всегда закрытый. Объясняется это, как правило, тем, что концедент не может предугадать все возможные способы и формы, которыми участник конкурса докажет свои намерения.

Вместе с тем, такой подход часто служит основанием для обвинений в нарушении конкуренции и намеренном недопущении конкурсантов до рассмотрения предложений.

ФАС России пока также не определилась с единой позицией на этот счет.

Так, рассматривая дело об оспаривании концессионного конкурса в отношении системы водоснабжения и водоотведения в городе Волгограде, ФАС России согласилась с тем, что подтверждающие документы могут быть затребованы в составе конкурсного предложения, но указал, что перечень таких документов не может быть исчерпывающим1. Цитата из решения: «Установление исчерпывающего перечня документов и материалов, подтверждающих информацию, содержащуюся в конкурсном предложении, в Конкурсной документации, по мнению Комиссии ФАС России, приведет к ущемлению прав участников Конкурса в части невозможности предоставления документов, подтверждающих их возможности по реализации мероприятий и достижению значений показателей, установленных Конкурсной документацией, способами, отличными от способов, которые подтверждаются документами и материалами, установленными Конкурсной документацией».

Несколько иная позиция высказана тем же государственным органом в решении, принятом по делу об оспаривании концессионного конкурса в отношении системы водоснабжения и водоотведения в городе Саратове. Антимонопольный орган указал, что предоставление подтверждающих документов не может служить единственным способом подтверждения возможности реализации инвестиционных мероприятий2. ФАС России предписала убрать из конкурсной документации положение о предоставлении документов, подтверждающих техническую и экономическую реализуемость мероприятий. Полагаем, что такой подход может позволить недобросовестным участникам конкурса предложить формально лучшие, но заведомо нереализуемые мероприятия.

На наш взгляд, наличие подтверждающих документов в составе конкурсного предложения необходимо. Они позволяют подтвердить техническую и экономическую целесообразность и реализуемость предлагаемых решений. Кроме того, они защищают концедента от привлечения концессионера, который окажется неспособным выполнить заявленные мероприятия и нарушит тем самым условия концессионного соглашения. 


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Решения ФАС России № Т-1/15 от 13.01.2015, № Т-3/15 от 13.01.2015.

Решение ФАС России № Т-54/16 от 21.09.2016.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.