Инфраструктура. Право. Решения.

08-04-2017
Практика

 

Смысл любого конкурса на право заключения концессионного соглашения – дать возможность участникам конкурса предложить эффективные условия реализации соглашения и обеспечить выбор лучшего предложения. Конкурсная документация, как ключевой элемент конкурса, должна решать, среди прочего, следующие задачи: с одной стороны, обеспечить объективную оценку предлагаемых участниками решений, с другой – исключить победу формально лучшего, но на деле нереализуемого предложения. При этом необходимо соблюсти баланс и не предъявить к участникам конкурса чрезмерных требований по предоставлению доказательств обоснованности и реализуемости предложения.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 21.05.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») конкурсная документация должна предусматривать «исчерпывающий перечень документов и материалов, подтверждающих информацию, содержащуюся в конкурсном предложении».

При проведении концессионного конкурса в сфере тепло- и водоснабжения участники конкурса обязаны прилагать к конкурсному предложению описание основных характеристик предлагаемых ими мероприятий (пункт 2 части 1 статьи 45 Закона о концессиях).

Описание основных характеристик мероприятий не всегда позволяет конкурсной комиссии или привлеченным экспертам оценить реализуемость мероприятий: для этого в предложении должны содержаться расчеты и иная обосновывающая документация. Поэтому на рынке концессионных соглашений в сфере тепло- и водоснабжения сложилась практика устанавливать в конкурсной документации требование о предъявлении в составе конкурсного предложения обосновывающих расчетов и материалов. Правовое основание такого требования - часть 1 статьи 23 Закона о концессиях. При этом перечень таких документов не всегда закрытый. Объясняется это, как правило, тем, что концедент не может предугадать все возможные способы и формы, которыми участник конкурса докажет свои намерения.

Вместе с тем, такой подход часто служит основанием для обвинений в нарушении конкуренции и намеренном недопущении конкурсантов до рассмотрения предложений.

ФАС России пока также не определилась с единой позицией на этот счет.

Так, рассматривая дело об оспаривании концессионного конкурса в отношении системы водоснабжения и водоотведения в городе Волгограде, ФАС России согласилась с тем, что подтверждающие документы могут быть затребованы в составе конкурсного предложения, но указал, что перечень таких документов не может быть исчерпывающим[1]. Цитата из решения: «Установление исчерпывающего перечня документов и материалов, подтверждающих информацию, содержащуюся в конкурсном предложении, в Конкурсной документации, по мнению Комиссии ФАС России, приведет к ущемлению прав участников Конкурса в части невозможности предоставления документов, подтверждающих их возможности по реализации мероприятий и достижению значений показателей, установленных Конкурсной документацией, способами, отличными от способов, которые подтверждаются документами и материалами, установленными Конкурсной документацией».

Несколько иная позиция высказана тем же государственным органом в решении, принятом по делу об оспаривании концессионного конкурса в отношении системы водоснабжения и водоотведения в городе Саратове. Антимонопольный орган указал, что предоставление подтверждающих документов не может служить единственным способом подтверждения возможности реализации инвестиционных мероприятий[2]. ФАС России предписала убрать из конкурсной документации положение о предоставлении документов, подтверждающих техническую и экономическую реализуемость мероприятий. Полагаем, что такой подход может позволить недобросовестным участникам конкурса предложить формально лучшие, но заведомо нереализуемые мероприятия.

На наш взгляд, наличие подтверждающих документов в составе конкурсного предложения необходимо. Они позволяют подтвердить техническую и экономическую целесообразность и реализуемость предлагаемых решений. Кроме того, они защищают концедента от привлечения концессионера, который окажется неспособным выполнить заявленные мероприятия и нарушит тем самым условия концессионного соглашения. 


[1] Решения ФАС России № Т-1/15 от 13.01.2015, № Т-3/15 от 13.01.2015.

[2] Решение ФАС России № Т-54/16 от 21.09.2016.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

Поделиться:

Последние статьи

Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете офшорным компаниям заключать концессии в сфере ЖКХ
07 Dec 2022
Новый акт

Госдума приняла в первом чтении законопроект о запрете офшорным компаниям заключать концессии в сфере ЖКХ

6 декабря 2022 года Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в часть 1 статьи 40 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Разработан проект правил финансирования модернизации  систем коммунальной инфраструктуры Фондом развития территорий
06 Dec 2022
Новый акт

Разработан проект правил финансирования модернизации систем коммунальной инфраструктуры Фондом развития территорий

Минстрой России подготовил проект постановления Правительства РФ, утверждающий Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 – 2027 годы

Компания P&P Unity – в лидерах рынка «Право.ru – 300»
05 Dec 2022
Новости

Компания P&P Unity – в лидерах рынка «Право.ru – 300»

3 декабря были опубликованы результаты исследования юридического рынка «Право.ru-300»

Антимонопольный орган будет давать согласие на изменение коммунальной концессии в случае финансирования проекта за счет Фонда развития территорий
01 Dec 2022
Новый акт

Антимонопольный орган будет давать согласие на изменение коммунальной концессии в случае финансирования проекта за счет Фонда развития территорий

ФАС России подготовлен проект изменений в Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2014 № 368