Инфраструктура. Право. Решения.

 

Идея концессии в сфере общественного транспорта в последнее время приобретает все большую актуальность. Однако, как и во многих других отраслях, транспортное законодательство предъявляет к отношениям по исполнению концессионного соглашения дополнительные требования, которые нельзя не учитывать при оценке перспектив проекта. 

Модель концессионного соглашения предусматривает две обязательные составляющие – инвестиционные мероприятия и последующую эксплуатацию имущества. Отсутствие хотя бы одного элемента может превратить концессию в государственный/муниципальный контракт.

Эксплуатация общественного транспорта регулируется рядом правовых актов, основополагающим среди которых является Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Закон о регулярных перевозках»).

Согласно данному закону перевозки общественным транспортом могут осуществляться по регулируемым, то есть устанавливаемым публичной властью, или нерегулируемым, то есть утверждаемым самим перевозчиком, тарифам. В случае осуществления регулируемых перевозок с перевозчиком заключается государственный/муниципальный контакт в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Для получения права на перевозки по нерегулируемым тарифам необходимо свидетельство об осуществлении перевозок. Такое свидетельство выдается по результатам конкурса либо, в исключительных случаях, без его проведения.

Таким образом, вне зависимости от вида применяемого тарифа, концессионер должен пройти дополнительный отбор либо на право заключения государственного/муниципального контракта, либо на получение свидетельства об осуществлении перевозок. Закон о регулярных перевозках не предусматривает исключений ни для концессионеров, ни для частных партнеров по соглашениям о государственно-частном партнерстве.

Такая ситуация создает противоречие: концессионное законодательство обязывает концессионера эксплуатировать имущество, то есть осуществлять перевозки, а отраслевое законодательство требует прохождения дополнительного отбора, который не всегда гарантирует, что именно концессионер получит такую возможность. Это может препятствовать реализации концессионного проекта, например, если необходимые транспортные средства имеются не только у концессионера, но и у других лиц.

В некоторых случаях решение проблемы возможно на региональном или местном уровне. Например, специфика концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве была учтена законодательством Санкт-Петербурга, где в настоящее время реализуется проект модернизации трамвайной сети Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Однако такие изменения на уровне регионов и муниципальных образований не позволяют решить проблему в целом. Так как заключение и исполнение концессионных соглашений урегулированы именно федеральным законодательством, более логичным представляется внесение необходимых уточнений в Закон о регулярных перевозках.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Статья экспертов АО "ЦНИИмаш" о возможностях использования ГЧП при создании открытой информационной системы "Млечный путь"

Статья экспертов АО "ЦНИИмаш" о возможностях использования ГЧП при создании открытой информационной системы "Млечный путь"

В журнале №2 2025 «Космонавтика и ракетостроение» вышла статья коллег из АО «ЦНИИмаш», посвященная анализу возможностей использования механизмов ГЧП при создании открытой информационной системы «Млечный путь»

Реконструкция или сохранение – каковы обязанности концессионера в отношении объекта культурного наследия?

Реконструкция или сохранение – каковы обязанности концессионера в отношении объекта культурного наследия?

В 2024 году Закон о концессиях был дополнен новым видом объекта, в отношении которого допускается заключение концессионного соглашения: объекты культурного наследия («ОКН»), находящиеся в неудовлетворительном состоянии. Что представляют собой работы по сохранению ОКН, и нужно ли концессионеру по концессионному соглашению, заключенному в отношении ОКН, ориентироваться на общее понятие реконструкции, содержащееся в Законе о концессиях?

В первом чтении принят законопроект о праве предприятий передавать объекты воздушной инфраструктуры напрямую концессионеру
20 Jun 2025
Новый акт

В первом чтении принят законопроект о праве предприятий передавать объекты воздушной инфраструктуры напрямую концессионеру

В первом чтении принят законопроект, наделяющий государственные и муниципальные унитарные предприятия полномочиями по передаче концессионеру прав владения и пользования объектами инфраструктуры воздушного транспорта без оформления промежуточной передачи таких объектов концеденту.

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП
11 Jun 2025
Новый акт

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП

Минэкономразвития России подготовило проект изменений в Методику оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 30.11.2015 №894.