Инфраструктура. Право. Решения.

 

Идея концессии в сфере общественного транспорта в последнее время приобретает все большую актуальность. Однако, как и во многих других отраслях, транспортное законодательство предъявляет к отношениям по исполнению концессионного соглашения дополнительные требования, которые нельзя не учитывать при оценке перспектив проекта. 

Модель концессионного соглашения предусматривает две обязательные составляющие – инвестиционные мероприятия и последующую эксплуатацию имущества. Отсутствие хотя бы одного элемента может превратить концессию в государственный/муниципальный контракт.

Эксплуатация общественного транспорта регулируется рядом правовых актов, основополагающим среди которых является Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Закон о регулярных перевозках»).

Согласно данному закону перевозки общественным транспортом могут осуществляться по регулируемым, то есть устанавливаемым публичной властью, или нерегулируемым, то есть утверждаемым самим перевозчиком, тарифам. В случае осуществления регулируемых перевозок с перевозчиком заключается государственный/муниципальный контакт в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Для получения права на перевозки по нерегулируемым тарифам необходимо свидетельство об осуществлении перевозок. Такое свидетельство выдается по результатам конкурса либо, в исключительных случаях, без его проведения.

Таким образом, вне зависимости от вида применяемого тарифа, концессионер должен пройти дополнительный отбор либо на право заключения государственного/муниципального контракта, либо на получение свидетельства об осуществлении перевозок. Закон о регулярных перевозках не предусматривает исключений ни для концессионеров, ни для частных партнеров по соглашениям о государственно-частном партнерстве.

Такая ситуация создает противоречие: концессионное законодательство обязывает концессионера эксплуатировать имущество, то есть осуществлять перевозки, а отраслевое законодательство требует прохождения дополнительного отбора, который не всегда гарантирует, что именно концессионер получит такую возможность. Это может препятствовать реализации концессионного проекта, например, если необходимые транспортные средства имеются не только у концессионера, но и у других лиц.

В некоторых случаях решение проблемы возможно на региональном или местном уровне. Например, специфика концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве была учтена законодательством Санкт-Петербурга, где в настоящее время реализуется проект модернизации трамвайной сети Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Однако такие изменения на уровне регионов и муниципальных образований не позволяют решить проблему в целом. Так как заключение и исполнение концессионных соглашений урегулированы именно федеральным законодательством, более логичным представляется внесение необходимых уточнений в Закон о регулярных перевозках.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.