Инфраструктура. Право. Решения.

 

Если в 45-дневный срок со дня размещения на сайте torgi.gov.ru предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе от третьих лиц, концессионное соглашение заключается с инициатором на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями)1.

Относительно внесения в опубликованный проект соглашения серьезных изменений (например, меняющих существенные условия) вопросов, как правило, не возникает. Все участники проекта понимают, что такие изменения явно нарушат конкуренцию, так как введут в заблуждение иных потенциальных интересантов относительно условий, на которых планируется реализовать концессионный проект.

Но что если планируется внести небольшие «косметические» изменения, которые вроде бы не должны изменить суть проекта? На практике мы сталкивались с желанием внести корректировки, например, в части:

  • указания кадастрового номера объекта недвижимости (объект уже был идентифицирован в проекте соглашения, но формально кадастровый номер был присвоен во время срока подачи заявок);
  • изменения технических/числовых параметров, не являющихся существенными условиями и не влияющими на них (выявлены ошибки при расчетах, инвентаризации);  
  • изменения ряда формулировок с точки зрения юридической техники либо промежуточных сроков (проект концессионного соглашения «с опозданием» дошел до некоторых департаментов концедента и они сформировали свои замечания уже после публикации) и др.

Основным аргументом в пользу внесения необходимых корректировок выступает довод о том, что конкуренция не страдает, глобально условия действительно не меняются, а мелкая ошибка, сохранившаяся в соглашении, может существенно усложнить жизнь и концеденту и концессионеру. Ведь формальных оснований для изменения соглашения из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации, не будет. Кроме того, Закон о концессиях использует формулировку «проект концессионного соглашения с внесенными изменениями».

Что касается указания на внесенные изменения, на наш взгляд, закон здесь говорит об изменениях, внесенных сторонами в ходе переговоров, то есть по сравнению с первым проектом концессионного соглашения, направленным концеденту.

С другой стороны,  говоря о конкурсных процедурах, концедент напрямую разрешает проводить переговоры с победителем конкурса, устанавливая лишь требования о том, чтобы в ходе таких переговоров не изменились существенные условия и иные условия, невозможность изменения которых прямо предусмотрена конкурсной документацией2. Почему бы не применить данную логику и для процедуры частной инициативы?

Но пока устойчивая практика по данному вопросу не сформировалась, каждый вопрос о целесообразности и потенциальном риске внесения изменений в опубликованный проект приходится решать ad hoc. И если исправление очевидно технических опечаток или, например, уполномоченного лица, которое за 45 дней успело поменяться, не приведет к критичным последствиям, то к более содержательным правкам нужно относиться более настороженно и оценивать влияние их внесения на условия концессии в целом.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


1 ч. 4.10 ст. 37  Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях»)

2 ч. 1.1 ст. 36 Закона о концессиях.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

Статья экспертов АО "ЦНИИмаш" о возможностях использования ГЧП при создании открытой информационной системы "Млечный путь"

Статья экспертов АО "ЦНИИмаш" о возможностях использования ГЧП при создании открытой информационной системы "Млечный путь"

В журнале №2 2025 «Космонавтика и ракетостроение» вышла статья коллег из АО «ЦНИИмаш», посвященная анализу возможностей использования механизмов ГЧП при создании открытой информационной системы «Млечный путь»

Реконструкция или сохранение – каковы обязанности концессионера в отношении объекта культурного наследия?

Реконструкция или сохранение – каковы обязанности концессионера в отношении объекта культурного наследия?

В 2024 году Закон о концессиях был дополнен новым видом объекта, в отношении которого допускается заключение концессионного соглашения: объекты культурного наследия («ОКН»), находящиеся в неудовлетворительном состоянии. Что представляют собой работы по сохранению ОКН, и нужно ли концессионеру по концессионному соглашению, заключенному в отношении ОКН, ориентироваться на общее понятие реконструкции, содержащееся в Законе о концессиях?

В первом чтении принят законопроект о праве предприятий передавать объекты воздушной инфраструктуры напрямую концессионеру
20 Jun 2025
Новый акт

В первом чтении принят законопроект о праве предприятий передавать объекты воздушной инфраструктуры напрямую концессионеру

В первом чтении принят законопроект, наделяющий государственные и муниципальные унитарные предприятия полномочиями по передаче концессионеру прав владения и пользования объектами инфраструктуры воздушного транспорта без оформления промежуточной передачи таких объектов концеденту.

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП
11 Jun 2025
Новый акт

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП

Минэкономразвития России подготовило проект изменений в Методику оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 30.11.2015 №894.