Инфраструктура. Право. Решения.

 

Концессионная плата направляется от концессионера в пользу концедента и является существенным условием концессии. В проектах с низким коммерческим потенциалом или финансируемых частично, либо полностью за счет бюджета, зачастую устанавливается символический размер платы (например, 1 тысяча рублей). Однако часть проектов предусматривает концессионную плату в существенном (коммерческом) объеме, например, в виде доли от дохода концессионера. Для концессий в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения есть особенности в формировании условий о  концессионной плате, о них мы расскажем в другой раз.

Законодательство предусматривает следующие формы концессионной платы:

  • твердая денежная сумма платежей;
  • доля продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности по концессии;
  • передача концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.

Казалось бы, перечисленных форм достаточно для гибкого структурирования концессионной платы, но практика показывает, что это не всегда так.

Например, стороны договариваются о направлении в бюджет денежных потоков, размер которых зависит от достижения определенных показателей проекта (т.е. формульный расчет). Либо возникает потребность передать концеденту результаты работ. А иногда стороны готовы делить доходы от деятельности, которая связана с концессией, но не является целевой (например, сопутствующая коммерческая выручка от деятельности торговых точек на территории объекта концессии). Такие варианты расчетов между концедентом и концессионером не всегда можно структурировать в соответствии с требованиями законодательства к форме концессионной платы.

Полагаем, что как минимум имеет смысл разрешить направлять концессионную плату не только в твердой сумме, но и в сумме, рассчитываемой по формуле (или иным способом). Тогда станут доступны привязки к определенным событиям, KPI проекта и так далее.

Еще одно предложение - разрешить передавать в формате платы не только имущество, но и иные объекты гражданских прав.

В проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов государственно-частного партнерства» мы подобных опций не увидели. Считаем, что их использование может положительно отразиться на бюджетной эффективности проектов.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.