Концессионная плата направляется от концессионера в пользу концедента и является существенным условием концессии. В проектах с низким коммерческим потенциалом или финансируемых частично, либо полностью за счет бюджета, зачастую устанавливается символический размер платы (например, 1 тысяча рублей). Однако часть проектов предусматривает концессионную плату в существенном (коммерческом) объеме, например, в виде доли от дохода концессионера. Для концессий в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения есть особенности в формировании условий о концессионной плате, о них мы расскажем в другой раз.
Законодательство предусматривает следующие формы концессионной платы:
- твердая денежная сумма платежей;
- доля продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности по концессии;
- передача концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера.
Казалось бы, перечисленных форм достаточно для гибкого структурирования концессионной платы, но практика показывает, что это не всегда так.
Например, стороны договариваются о направлении в бюджет денежных потоков, размер которых зависит от достижения определенных показателей проекта (т.е. формульный расчет). Либо возникает потребность передать концеденту результаты работ. А иногда стороны готовы делить доходы от деятельности, которая связана с концессией, но не является целевой (например, сопутствующая коммерческая выручка от деятельности торговых точек на территории объекта концессии). Такие варианты расчетов между концедентом и концессионером не всегда можно структурировать в соответствии с требованиями законодательства к форме концессионной платы.
Полагаем, что как минимум имеет смысл разрешить направлять концессионную плату не только в твердой сумме, но и в сумме, рассчитываемой по формуле (или иным способом). Тогда станут доступны привязки к определенным событиям, KPI проекта и так далее.
Еще одно предложение - разрешить передавать в формате платы не только имущество, но и иные объекты гражданских прав.
В проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов государственно-частного партнерства» мы подобных опций не увидели. Считаем, что их использование может положительно отразиться на бюджетной эффективности проектов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.