Инфраструктура. Право. Решения.

 

Закон о концессиях1 не регулирует ситуацию, когда в уполномоченный орган концедента от разных лиц поступают две частные концессионные инициативы («ЧКИ») в отношении одного и того же имущества. В частности, наличие уже запущенной процедуры в рамках ЧКИ не названо в числе оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения в отношении предложения другого лица, поданного в отношении того же объекта. Также Закон о концессиях не регулирует возможность и порядок отказа концедента от заключения концессионного соглашения после принятия решения о возможности его заключения на предложенных или иных условиях, в том числе в связи с поступлением нескольких ЧКИ в отношении одного объекта.

Практика

По данному вопросу представляется интересной практика антимонопольного органа2, который придерживается позиции, согласно которой Закон о концессиях не исключает возможность обращения с ЧКИ после подачи такого предложения иным лицом. При этом антимонопольный орган полагает, что рассмотрению подлежат оба предложения, однако выделяет два сценария развития событий:

  1. если концедентом в отношении первого предложения принято решение о возможности заключения соглашения на предложенных условиях, и оно опубликовано для открытого доступа, то второе предложение может быть оставлено без рассмотрения;
  2. если же окончательное решение о возможности заключения соглашения не принято и инициировано согласование иных условий, оставление без рассмотрения второго предложения нельзя признать обоснованным, поскольку невозможно исключить возможность несогласования иных условий по первому предложению.

Суды поддержали3 данную позицию, указав, что Закон о концессиях не содержит ограничение возможности обращения с концессионной инициативой после подачи такого предложения иным лицом и оснований для оставления ее без рассмотрения со стороны уполномоченного органа.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России в документе «Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики» (2016 год)4.

Министерство указывает, что при поступлении нескольких ЧКИ в отношении одного объекта уполномоченный орган лишь оценивает такие предложения и вправе принять решения о возможности заключения концессионных соглашений по всем поступившим предложениям, однако окончательное решение, заключать ли концессионное соглашение в отношении объекта и на каких условиях, принимается Правительством РФ (органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления).

Как поступить концеденту

В данной ситуации возможны, в том числе следующие варианты развития событий:

1) Рассмотрение первого предложения и отказ в заключении концессионного соглашения по второму предложению.

В таком случае отказ в отношении второго предложения (при отсутствии оснований, указанных в законе) может быть признан недействительным, так как он противоречит положениям Закона о концессиях, а антимонопольный орган может возбудить дело в связи с ограничением конкуренции и выдать предписание, в том числе признать отказ недействительным в связи с безосновательным препятствованием второму инициатору в заключении соглашения и создания преимущественных условий для первого.

2) Отказ в заключении концессионного соглашения по обоим предложениям, без принятия актов о проведении конкурса.

В данном случае также есть высокий риск признания отказов в заключении соглашения недействительным на основании противоречия Закону о концессиях.

3) Принятие решения о возможности заключения соглашения на иных условиях в отношении второго предложения, одновременное проведение переговоров и публикация одного из предложений на https://torgi.gov.ru.

Формально данный вариант не нарушает положения Закона о концессиях, касающиеся порядка приема предложений о заключении соглашений, а также соответствует указанной выше практике государственных органов. Тем не менее, сохраняется возможность квалификации публикации одного из предложений при наличии на рассмотрении второго (например, переговоры еще ведутся) как нарушения конкуренции: фактически происходит подмена конкурсных процедур – при явном наличии нескольких заинтересованных лиц в итоге предпочтение будет отдано одному из них, при этом законодательно установленные основания для сравнения предложений и выбора отсутствуют. Также другой инициатор может оспорить публикацию, так как прекращение процедур по его предложению осуществлено в отсутствие предусмотренных Законом о концессиях оснований.

4) Принятие решения о возможности заключения соглашения на иных условиях в отношении второго предложения, продление срока переговоров по обоим предложениям (при необходимости), принятие решения о заключении концессионного соглашения по итогам конкурса, объявление конкурса и дальнейший отказ в заключении концессионного соглашения по обеим «частным инициативам».

Среди представленных вариантов данный является наиболее «безопасным» для концедента: такой подход позволит избежать нарушения конкуренции, поскольку будет принято решение о проведении конкурса. При этом возможность признания отказов в заключении соглашения нарушающими требования Закона о концессиях может быть аргументирована неурегулированностью ситуации в законе и необходимостью обеспечения конкуренции в условиях наличия нескольких заинтересованных в проекте лиц. Так, часть 4.6 статьи 37 Закона о концессиях предусматривает возможность отказа от «частной инициативы» в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. В таком случае, несмотря на то, что формально Закон о защите конкуренции5 не содержит таких оснований, отказ от «частных инициатив» будет направлен на соблюдение требований главы 3 данного закона.

1Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
2См. решение Ивановского УФАС России от 02.06.2020 по делу № 037/01/16-414/2019(02-16/2019-002).
3См. постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2021 по делу № А17-10938/2020.
4См. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики (стр. 160).
 5Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

Поделиться:

Последние статьи

Расширен перечень объектов для заключения контрактов жизненного цикла
16 May 2022
Новый акт

Расширен перечень объектов для заключения контрактов жизненного цикла

9 мая 2022 года Правительство РФ приняло постановление № 838 , в соответствии с которым контракты жизненного цикла (КЖЦ) теперь могут быть заключены в том числе при закупке самоходных машин и других видов техники. 

Принят закон об изменении правового регулирования ГЧП в сфере общественного транспорта
04 May 2022
Новый акт

Принят закон об изменении правового регулирования ГЧП в сфере общественного транспорта

 1 мая 2022 года опубликован Федеральный закон № 126-ФЗ, которым внесены изменения в законодательство о концессионных соглашениях, соглашениях о ГЧП (МЧП) и законодательство об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.

О передаче обязанности частной стороны по эксплуатации объекта в ГЧП-проектах

О передаче обязанности частной стороны по эксплуатации объекта в ГЧП-проектах

В блоге представлена информация о передаче обязанности частной стороны по эксплуатации объекта в ГЧП-проектах

Утверждены правила субсидирования из федерального бюджета российским кредитным организациям и ВЭБ.РФ недополученных доходов по кредитам на инвестиционные проекты в сфере спорта
20 Apr 2022
Новый акт

Утверждены правила субсидирования из федерального бюджета российским кредитным организациям и ВЭБ.РФ недополученных доходов по кредитам на инвестиционные проекты в сфере спорта

Правительство РФ 26 февраля 2022 года утвердило Правила  предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным кредитам на реализацию инвестиционных проектов в сфере физической культуры и спорта.