Инфраструктура. Право. Решения.

 

Закон о концессиях1 не регулирует ситуацию, когда в уполномоченный орган концедента от разных лиц поступают две частные концессионные инициативы («ЧКИ») в отношении одного и того же имущества. В частности, наличие уже запущенной процедуры в рамках ЧКИ не названо в числе оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения в отношении предложения другого лица, поданного в отношении того же объекта. Также Закон о концессиях не регулирует возможность и порядок отказа концедента от заключения концессионного соглашения после принятия решения о возможности его заключения на предложенных или иных условиях, в том числе в связи с поступлением нескольких ЧКИ в отношении одного объекта.

Практика

По данному вопросу представляется интересной практика антимонопольного органа2, который придерживается позиции, согласно которой Закон о концессиях не исключает возможность обращения с ЧКИ после подачи такого предложения иным лицом. При этом антимонопольный орган полагает, что рассмотрению подлежат оба предложения, однако выделяет два сценария развития событий:

1. если концедентом в отношении первого предложения принято решение о возможности заключения соглашения на предложенных условиях, и оно опубликовано для открытого доступа, то второе предложение может быть оставлено без рассмотрения;

2. если же окончательное решение о возможности заключения соглашения не принято и инициировано согласование иных условий, оставление без рассмотрения второго предложения нельзя признать обоснованным, поскольку невозможно исключить возможность несогласования иных условий по первому предложению.

Суды поддержали3 данную позицию, указав, что Закон о концессиях не содержит ограничение возможности обращения с концессионной инициативой после подачи такого предложения иным лицом и оснований для оставления ее без рассмотрения со стороны уполномоченного органа.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России в документе «Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики» (2016 год)4.

Министерство указывает, что при поступлении нескольких ЧКИ в отношении одного объекта уполномоченный орган лишь оценивает такие предложения и вправе принять решения о возможности заключения концессионных соглашений по всем поступившим предложениям, однако окончательное решение, заключать ли концессионное соглашение в отношении объекта и на каких условиях, принимается Правительством РФ (органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления).

Как поступить концеденту

В данной ситуации возможны, в том числе следующие варианты развития событий:

1) Рассмотрение первого предложения и отказ в заключении концессионного соглашения по второму предложению.

В таком случае отказ в отношении второго предложения (при отсутствии оснований, указанных в законе) может быть признан недействительным, так как он противоречит положениям Закона о концессиях, а антимонопольный орган может возбудить дело в связи с ограничением конкуренции и выдать предписание, в том числе признать отказ недействительным в связи с безосновательным препятствованием второму инициатору в заключении соглашения и создания преимущественных условий для первого.

2) Отказ в заключении концессионного соглашения по обоим предложениям, без принятия актов о проведении конкурса.

В данном случае также есть высокий риск признания отказов в заключении соглашения недействительным на основании противоречия Закону о концессиях.

3) Принятие решения о возможности заключения соглашения на иных условиях в отношении второго предложения, одновременное проведение переговоров и публикация одного из предложений на https://torgi.gov.ru.

Формально данный вариант не нарушает положения Закона о концессиях, касающиеся порядка приема предложений о заключении соглашений, а также соответствует указанной выше практике государственных органов. Тем не менее, сохраняется возможность квалификации публикации одного из предложений при наличии на рассмотрении второго (например, переговоры еще ведутся) как нарушения конкуренции: фактически происходит подмена конкурсных процедур – при явном наличии нескольких заинтересованных лиц в итоге предпочтение будет отдано одному из них, при этом законодательно установленные основания для сравнения предложений и выбора отсутствуют. Также другой инициатор может оспорить публикацию, так как прекращение процедур по его предложению осуществлено в отсутствие предусмотренных Законом о концессиях оснований.

4) Принятие решения о возможности заключения соглашения на иных условиях в отношении второго предложения, продление срока переговоров по обоим предложениям (при необходимости), принятие решения о заключении концессионного соглашения по итогам конкурса, объявление конкурса и дальнейший отказ в заключении концессионного соглашения по обеим «частным инициативам».

Среди представленных вариантов данный является наиболее «безопасным» для концедента: такой подход позволит избежать нарушения конкуренции, поскольку будет принято решение о проведении конкурса. При этом возможность признания отказов в заключении соглашения нарушающими требования Закона о концессиях может быть аргументирована неурегулированностью ситуации в законе и необходимостью обеспечения конкуренции в условиях наличия нескольких заинтересованных в проекте лиц. Так, часть 4.6 статьи 37 Закона о концессиях предусматривает возможность отказа от «частной инициативы» в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. В таком случае, несмотря на то, что формально Закон о защите конкуренции5 не содержит таких оснований, отказ от «частных инициатив» будет направлен на соблюдение требований главы 3 данного закона.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
См. решение Ивановского УФАС России от 02.06.2020 по делу № 037/01/16-414/2019(02-16/2019-002).
См. постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.12.2021 по делу № А17-10938/2020.
См. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики (стр. 160).
 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

ВЭБ.РФ будет участвовать в оценке эффективности проектов ГЧП
24 Jan 2025
Новый акт

ВЭБ.РФ будет участвовать в оценке эффективности проектов ГЧП

Министерство экономического развития РФ разработало проект изменений в Правила проведения уполномоченным органом оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденные постановлением Правительства РФ.

Pro Космос выпустил материал, посвященный вопросам государственно-частного партнерства в космосе
13 Jan 2025
Новости

Pro Космос выпустил материал, посвященный вопросам государственно-частного партнерства в космосе

Pro Космос выпустил материал, посвященный вопросам государственно-частного партнерства в космосе.  В основе статьи, также аналитический обзор "ГЧП в космосе", подготовленный экспертами P&P Unity и АО "ЦНИИмаш".

Опубликованы сase study за ноябрь-декабрь 2024
26 Dec 2024
Новости

Опубликованы сase study за ноябрь-декабрь 2024

Раздел "Экспертиза" на платформе ГЧП-советник пополнился новыми кейс стади.

Начали действовать правила льготного кредитования проектов по восстановлению объектов культурного наследия от «ДОМ.РФ»
25 Dec 2024
Новый акт

Начали действовать правила льготного кредитования проектов по восстановлению объектов культурного наследия от «ДОМ.РФ»

АО «ДОМ.РФ» совместно с Министерством культуры запустило программу льготного кредитования проектов по восстановлению объектов культурного наследия в неудовлетворительном состоянии.