На практике не редки ситуации, когда конкурсная документация по концессионному проекту содержит недостоверную информацию. В тепловых и водных концессиях такие ситуации чаще всего возникают в связи с недоработками при техническом обследовании объектов, ошибками в предпроектной работе и неверной оценке параметров функционирования коммунальной системы. Причины - ограниченность временных и финансовых ресурсов концедента, желание скрыть фактическое состояние дел.
Последствия такого подхода для концессионера могут быть достаточно серьезными: устанавливаются заведомо недостижимые плановые значения показателей деятельности концессионера, задание концедента не отражает объективной картины, а долгосрочные параметры регулирования не учитывают фактические финансовые потребности.
После подписания соглашения концессионер отвечает за выполнение своих обязательств – за достижение плановых значений показателей, а также целей, установленных заданием. Тарифный орган рассчитывает тариф, исходя из установленных в документе долгосрочных параметров регулирования. Поэтому для концессионера важно как можно раньше проверить информацию, содержащуюся в конкурсной документации. И делать такую проверку надо на этапе конкурса. Теоретически, такая возможность законодателем предусмотрена: участник конкурса вправе запросить информацию об объекте концессионного соглашения, а также получить на него доступ до подачи конкурсного предложения. В случае выявления несоответствий участник конкурса может предложить внести изменения в конкурсную документацию.
Конечно, не всегда участники конкурса имеют достаточно времени, чтобы полноценно исследовать все объекты, кроме того концедент может отказать в изменении конкурной документации. Последствиями того, что концессионер «просмотрел» недостоверные условия в документации могут стать: отдельные нарушения при исполнении обязательств или даже невозможность выполнения условий концессионного соглашения в принципе. Сюда же могут добавиться штрафы контролирующих органов.
Концессионер вправе инициировать внесение изменений в концессионное соглашение, чтобы установить «правильные» условия. Однако для коммунальных проектов процедура внесения изменений предполагает обязательное получение согласия антимонопольного органа, которое может быть дано только по прошествии одного года с момента заключения соглашения и по ограниченному набору оснований. Для изменения плановых значений показателей и долгосрочных параметров регулирования требуется также согласие тарифного органа.
Альтернативным вариантом является досрочное расторжение концессионного соглашение либо признание его недействительным (например, в связи с признанием концессионного соглашения сделкой, которая совершенна концессионером под влиянием существенного заблуждения относительно состояния объекта). Но такие меры являются крайними, а обоснованность претензий концессионера придется доказывать в судебном порядке.
Поэтому лучше максимально поработать и использовать все доступные возможности на этапе конкурсных процедур. Если концессионер нашел явно противоречащую реальности информацию, а концедент не торопится её приводить в надлежащий вид – без оспаривания действий (бездействия) концедента не обойтись. Процедура затянется, но шансы на установление корректных условий в соглашении заметно увеличатся.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.