Инфраструктура. Право. Решения.

 

На практике не редки ситуации, когда конкурсная документация по концессионному проекту содержит недостоверную информацию. В тепловых и водных концессиях такие ситуации чаще всего возникают в связи с недоработками при техническом обследовании объектов, ошибками в предпроектной работе и неверной оценке параметров функционирования коммунальной системы. Причины - ограниченность временных и финансовых ресурсов концедента, желание скрыть фактическое состояние дел.

Последствия такого подхода для концессионера могут быть достаточно серьезными: устанавливаются заведомо недостижимые плановые значения показателей деятельности концессионера, задание концедента не отражает объективной картины, а долгосрочные параметры регулирования не учитывают фактические финансовые потребности.

После подписания соглашения концессионер отвечает за выполнение своих обязательств – за достижение плановых значений показателей, а также целей, установленных заданием. Тарифный орган рассчитывает тариф, исходя из установленных в документе долгосрочных параметров регулирования. Поэтому для концессионера важно как можно раньше проверить информацию, содержащуюся в конкурсной документации. И делать такую проверку надо на этапе конкурса. Теоретически, такая возможность законодателем предусмотрена: участник конкурса вправе запросить информацию об объекте концессионного соглашения, а также получить на него доступ до подачи конкурсного предложения. В случае выявления несоответствий участник конкурса может предложить внести изменения в конкурсную документацию.

Конечно, не всегда участники конкурса имеют достаточно времени, чтобы полноценно исследовать все объекты, кроме того концедент может отказать в изменении конкурной документации. Последствиями того, что концессионер «просмотрел» недостоверные условия в документации могут стать: отдельные нарушения при исполнении обязательств или даже невозможность выполнения условий концессионного соглашения в принципе. Сюда же могут добавиться штрафы контролирующих органов.

Концессионер вправе инициировать внесение изменений в концессионное соглашение, чтобы установить «правильные» условия. Однако для коммунальных проектов процедура внесения изменений предполагает обязательное получение согласия антимонопольного органа, которое может быть дано только по прошествии одного года с момента заключения соглашения и по ограниченному набору оснований. Для изменения плановых значений показателей и долгосрочных параметров регулирования требуется также согласие тарифного органа.

Альтернативным вариантом является досрочное расторжение концессионного соглашение либо признание его недействительным (например, в связи с признанием концессионного соглашения сделкой, которая совершенна концессионером под влиянием существенного заблуждения относительно состояния объекта). Но такие меры являются крайними, а обоснованность претензий концессионера придется доказывать в судебном порядке.

Поэтому лучше максимально поработать и использовать все доступные возможности на этапе конкурсных процедур. Если концессионер нашел явно противоречащую реальности информацию, а концедент не торопится её приводить в надлежащий вид – без оспаривания действий (бездействия) концедента не обойтись. Процедура затянется, но шансы на установление корректных условий в соглашении заметно увеличатся.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.