Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» упоминает право концессионера в случае досрочного расторжения потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения1.
Как правило, создание и реконструкция в рамках ГЧП-проектов осуществляются за счет заемных средств, привлеченных частной стороной. Поэтому в случае досрочного расторжения концессионного соглашения инвесторы заинтересованы в возмещении не только стоимости создания и (или) реконструкции, но и расходов на привлечение заемного финансирования.
Расходы на привлечение финансирования, в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, могут включаться:
1. в состав стоимости инвестиционного актива (объекта концессии) - в таком порядке учету подлежат проценты, причитающиеся к оплате кредитору до первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива2. Проценты, учтенные в стоимости инвестиционного актива, будут относиться к расходам на создание и (или) реконструкцию – соответственно, они будут возмещены в случае досрочного расторжения соглашения.
2. в состав прочих расходов – в таком порядке учету подлежат все расходы по займам кроме тех, которые включены в состав стоимости инвестиционного актива3. С точки зрения бухгалтерского учета такие расходы к расходам на создание и (или) реконструкцию не относятся.
С одной стороны, формулировку «расходы на создание и (или) реконструкцию» можно трактовать в широком смысле: все затраты, связанные с созданием и реконструкцией объекта. Если же опираться на правила бухгалтерского учета, не исключена и иная трактовка – только те расходы, которые прямо понесены в период создания или реконструкции объекта.
Считаем оптимальным вариантом прямо урегулировать возможность компенсации расходов на привлечение финансирования, не включенных в стоимость объекта, в тексте соглашения. Например, такое возмещение можно структурировать в форме платы концедента с отлагательным условием – обязательство по выплате будет наступать только в случае принятия решения о расторжении соглашения. В таком случае размер платы концедента подлежит определению по результатам конкурса (критерий конкурса)4. Такой подход, например, использовался в рамках проекта создания, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга5.
Более комфортный с этой точки зрения вариант расчета возмещения предусмотрен в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>». Согласно нему компенсации подлежат затраты частного партнера за вычетом суммы убытков, причиненных публичному партнеру и третьим лицам досрочным прекращением6. Такая формулировка позволяет урегулировать состав компенсации на уровне соглашения.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!
1 Часть 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
2 Пункт 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н.
3 Пункт 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н.
4 Часть 2.1 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
5 Пункт 3 раздела II Приложения № 1 к Конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга (https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=11563234&lotId=11563696&prevPageN=2).
6 Часть 9 статьи 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.