Инфраструктура. Право. Решения.

 

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» упоминает право концессионера в случае досрочного расторжения потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения1.

Как правило, создание и реконструкция в рамках ГЧП-проектов осуществляются за счет заемных средств, привлеченных частной стороной. Поэтому в случае досрочного расторжения концессионного соглашения инвесторы заинтересованы в возмещении не только стоимости создания и (или) реконструкции, но и расходов на привлечение заемного финансирования.

Расходы на привлечение финансирования, в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, могут включаться:

1.   в состав стоимости инвестиционного актива (объекта концессии) - в таком порядке учету подлежат проценты, причитающиеся к оплате кредитору до первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения приобретения, сооружения и (или) изготовления инвестиционного актива2. Проценты, учтенные в стоимости инвестиционного актива, будут относиться к расходам на создание и (или) реконструкцию – соответственно, они будут возмещены в случае досрочного расторжения соглашения.

2.   в состав прочих расходов – в таком порядке учету подлежат все расходы по займам кроме тех, которые включены в состав стоимости инвестиционного актива3. С точки зрения бухгалтерского учета такие расходы к расходам на создание и (или) реконструкцию не относятся.

С одной стороны, формулировку «расходы на создание и (или) реконструкцию» можно трактовать в широком смысле: все затраты, связанные с созданием и реконструкцией объекта. Если же опираться на правила бухгалтерского учета, не исключена и иная трактовка – только те расходы, которые прямо понесены в период создания или реконструкции объекта.

Считаем оптимальным вариантом прямо урегулировать возможность компенсации расходов на привлечение финансирования, не включенных в стоимость объекта, в тексте соглашения. Например, такое возмещение можно структурировать в форме платы концедента с отлагательным условием – обязательство по выплате будет наступать только в случае принятия решения о расторжении соглашения. В таком случае размер платы концедента подлежит определению по результатам конкурса (критерий конкурса)4. Такой подход, например, использовался в рамках проекта создания, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга5.

Более комфортный с этой точки зрения вариант расчета возмещения предусмотрен в Федеральном законе от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>». Согласно нему компенсации подлежат затраты частного партнера за вычетом суммы убытков, причиненных публичному партнеру и третьим лицам досрочным прекращением6. Такая формулировка позволяет урегулировать состав компенсации на уровне соглашения.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Часть 5 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Пункт 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н.

Пункт 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н.

Часть 2.1 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Пункт 3 раздела II Приложения № 1 к Конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о создании, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга (https://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html?notificationId=11563234&lotId=11563696&prevPageN=2).

Часть 9 статьи 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.