Инфраструктура. Право. Решения.

 

Лицо, планирующее заключить концессионное соглашение по процедуре частной концессионной инициативы, должно отвечать следующему требованию (п. 4 ч. 4.11 ст. 37 Закона о концессиях) – «наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения)». Аналогичные требования предъявляются к лицам, подающим заявки на участие в конкурсе после публикации предложения на сайте torgi.gov.ru.

Закон не раскрывает, какие именно документы нужно предоставить, чтобы подтвердить соответствие озвученному требованию. Постановление № 3001 указывает, что в случае привлечения заявителем заемных средств прилагается копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией. При этом формат документа регулятором не уточняется, что порождает неопределенность – должен ли это быть, к примеру, предварительный кредитный договор или достаточно гарантийного письма от банка.  

Кроме этого, проектная компания может привлекать заемные средства не только от кредитной организации, но и от собственных учредителей или компаний группы. Для такого способа привлечения финансирования Постановление № 300 никаких вариантов подтверждения не предлагает. Отсутствуют также варианты подтверждающих документов для случая, когда реализовать проект планируется за счет собственных средств.

Неопределенность регулирования породила самые разные подходы к решению данного вопроса. Так, нам встречались следующие варианты:

  • справка с расчетного счета проектной компании, подтверждающая наличие на нем денежных средств в необходимом объеме - вероятно, самый надежный способ, так как в данном случае нет сомнений не просто в возможности получения, но в наличии средств;
  • существующий или предварительный кредитный договор с банком надежный, но маловероятный вариант. Применительно к существующему договору речь чаще идет об уже открытой кредитной линии на хозяйственную деятельность, а не о проектном финансировании. Возможность заключения кредитного договора «под проект» на данном этапе вызывает ряд обоснованных сомнений: параметры проекта непонятны, возможно, в ходе переговоров с концедентом изменятся и финансовые показатели, и объем гарантий концессионера;
  • гарантийное письмо от банка – здесь возникает вопрос – какую правовую силу имеет такое письмо, так как очевидно, что юридической обязанности по выдаче кредита лишь вследствие наличия письма у банка не возникнет;
  • гарантийное письмо от акционера или иного лица, готового предоставить заем проектной компании или договор займа с лицом, не являющимся кредитной организацией – не самый надежный вариант, есть отрицательная судебная практика;
  • гарантийное письмо акционера, готового вложить средства в уставный капитал или осуществить вклад в имущество проектной компании – зачастую принимается концедентами, так как фактически речь идет о возможности получения собственных, а не заемных средств;
  • отсутствие каких бы то ни было подтверждающих документов, мотивированное тем, что постановление № 300 устанавливает требования только для заемного финансирования, а проект планируется реализовать за счет собственных средств – на наш взгляд, достаточно спорная логика.

Вероятно, неопределенность исчезнет только при изменении регулирования или в случае получения четкого и однозначного разъяснения уполномоченного органа, например, ФАС России.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 № 300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения»


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.