Инфраструктура. Право. Решения.

 

Лицо, планирующее заключить концессионное соглашение по процедуре частной концессионной инициативы, должно отвечать следующему требованию (п. 4 ч. 4.11 ст. 37 Закона о концессиях) – «наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения)». Аналогичные требования предъявляются к лицам, подающим заявки на участие в конкурсе после публикации предложения на сайте torgi.gov.ru.

Закон не раскрывает, какие именно документы нужно предоставить, чтобы подтвердить соответствие озвученному требованию. Постановление № 3001 указывает, что в случае привлечения заявителем заемных средств прилагается копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией. При этом формат документа регулятором не уточняется, что порождает неопределенность – должен ли это быть, к примеру, предварительный кредитный договор или достаточно гарантийного письма от банка.  

Кроме этого, проектная компания может привлекать заемные средства не только от кредитной организации, но и от собственных учредителей или компаний группы. Для такого способа привлечения финансирования Постановление № 300 никаких вариантов подтверждения не предлагает. Отсутствуют также варианты подтверждающих документов для случая, когда реализовать проект планируется за счет собственных средств.

Неопределенность регулирования породила самые разные подходы к решению данного вопроса. Так, нам встречались следующие варианты:

  • справка с расчетного счета проектной компании, подтверждающая наличие на нем денежных средств в необходимом объеме - вероятно, самый надежный способ, так как в данном случае нет сомнений не просто в возможности получения, но в наличии средств;
  • существующий или предварительный кредитный договор с банком надежный, но маловероятный вариант. Применительно к существующему договору речь чаще идет об уже открытой кредитной линии на хозяйственную деятельность, а не о проектном финансировании. Возможность заключения кредитного договора «под проект» на данном этапе вызывает ряд обоснованных сомнений: параметры проекта непонятны, возможно, в ходе переговоров с концедентом изменятся и финансовые показатели, и объем гарантий концессионера;
  • гарантийное письмо от банка – здесь возникает вопрос – какую правовую силу имеет такое письмо, так как очевидно, что юридической обязанности по выдаче кредита лишь вследствие наличия письма у банка не возникнет;
  • гарантийное письмо от акционера или иного лица, готового предоставить заем проектной компании или договор займа с лицом, не являющимся кредитной организацией – не самый надежный вариант, есть отрицательная судебная практика;
  • гарантийное письмо акционера, готового вложить средства в уставный капитал или осуществить вклад в имущество проектной компании – зачастую принимается концедентами, так как фактически речь идет о возможности получения собственных, а не заемных средств;
  • отсутствие каких бы то ни было подтверждающих документов, мотивированное тем, что постановление № 300 устанавливает требования только для заемного финансирования, а проект планируется реализовать за счет собственных средств – на наш взгляд, достаточно спорная логика.

Вероятно, неопределенность исчезнет только при изменении регулирования или в случае получения четкого и однозначного разъяснения уполномоченного органа, например, ФАС России.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Постановление Правительства РФ от 31.03.2015 № 300 «Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения»


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП
11 Jun 2025
Новый акт

Минэкономразвития России разработало поправки в порядок оценки эффективности проектов ГЧП

Минэкономразвития России подготовило проект изменений в Методику оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества, утвержденную Приказом Минэкономразвития России от 30.11.2015 №894.

В первом чтении принят законопроект, регулирующий обращение со строительными отходами
06 Jun 2025
Новый акт

В первом чтении принят законопроект, регулирующий обращение со строительными отходами

В первом чтении принят законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части регулирования обращения с отходами строительства (реконструкции, капитального ремонта), сноса, благоустройства территории.

ГК «Роскосмос» подготовлен проект изменений в правила предоставления спутниковых снимков
02 Jun 2025
Новый акт

ГК «Роскосмос» подготовлен проект изменений в правила предоставления спутниковых снимков

Государственная корпорация «Роскосмос» подготовила проект изменений в ряд постановлений Правительства РФ, регулирующих порядок предоставления данных дистанционного зондирования Земли из космоса. 

ГЧП в промышленности: ответы на часто задаваемые вопросы
22 May 2025
Аналитика

ГЧП в промышленности: ответы на часто задаваемые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий обзор ответов на часто задаваемые вопросы в отношении механизма государственно-частного партнерстве в промышленности