Инфраструктура. Право. Решения.

 

С ростом числа небольших и средних концессионных проектов растет число игроков, которые пробуют себя в роли концессионеров впервые. Неофиты не всегда в курсе возможности привлечения заемных средств на принципах проектного финансирования, несмотря на очевидные преимущества такого формата:

  • позволяет привлечь заемное финансирование от банков на более комфортных для инвестора условиях (возможно пониженная ставка), как правило, в пропорции 20/80 (деньги инвестора/банковское финансирование);
  • не требует от инвестора предоставления дополнительного обеспечения (за исключением залога прав требований по проекту и залога долей/акций проектной компании).

В статье мы коротко обозначили базовые условия для привлечения банковского кредита.

Условия предоставления банковского кредита

Можно выделить следующие типовые условия предоставления банковского кредита для финансирования концессионного проекта на принципах проектного финансирования:

для возможности реализации залога прав требований все финансовые потоки концессионера могут проходить через залоговый счет.

1.   Наличие собственного финансирования проекта, под собственным финансированием понимаются денежные средства полученные от участников/бенефициаров концессионера. Предоставляется в форме вкладов в уставный капитал концессионера либо займов концессионеру. Концессионер, как правило, создается в формате проектной компании.

2.   Банковское финансирование предоставляется под залог прав требований концессионера по концессионному соглашению:

―   право на получение выручки от коммерческой эксплуатации объекта;

―   право на получение выплат от концедента в рамках софинансирования проекта (если оно есть по условиям проекта);

   право на получение выплат от концедента при досрочном прекращении концессионного соглашения (возмещение расходов на создание объекта);

3.   Субординация между банковским и собственным финансированием: банковское финансирование – старший долг, собственное финансирование – младший долг. Это означает, что концессионер сможет рассчитаться по займам, полученным в рамках собственного финансирования только после того, как рассчитается по кредитным договорам с банком.

4.   Между концессионером, концедентом и банком заключается прямое соглашение.

5.   Банк берет в залог доли/акции в уставном капитале концессионера (концессионер – это проектная компания, которая никаких активов кроме концессии иметь не будет).

Базовая схема взаимодействия участников проекта

Что необходимо для взаимодействия с банками

1.   Соответствие проекта стартовым требованиям по объему инвестиций («входной билет» у разных банков может существенно отличаться).

2.   Проработанная финансовая структура проекта и финансовая модель проекта, показывающая хорошую «экономику» проекта.

3.   Договоренности с потенциальным концедентом (оптимально – утвержденная «дорожная» карта реализации проекта).

4.   Понимание рисков проекта и механизмов их снижения/устранения, гарантий возврата инвестиций (в том числе юридические аспекты).

5.   Качественная контрактная документация (концессионное соглашение, прямое соглашение и др. документация, если необходимо), обеспечивающая распределение рисков участников проекта и гарантии возврата инвестиций. Например, концессионное соглашение, подготовленное с использованием конструктора концессий для сферы тепло- и водоснабжения, позволит начать диалог с банком, поскольку в нем учтены базовые требования финансирующих организаций.

6.   Создание для каждого проекта специальной проектной компании, которая будет выступать концессионером и на которой могут локализоваться только риски конкретного проекта.

***

Зачастую о потребности привлечь заемные средства «вспоминают», когда концессионное соглашение уже подписано и при этом не учитывает требования банков. Привлечь финансирование становится гораздо сложнее и, чаще всего, без изменения условий концессии невозможно. В ряде случаев (а для сферы тепло- и водоснабжения – всегда) потребуется получить согласие антимонопольного органа на изменение концессии, что возможно только по закрытому перечню оснований.

Причиной такой ситуации, в частности, может быть недостаточное внимание к контрактной документации на этапе подготовки проекта: зачем нужны юристы-эксперты в ГЧП, когда можно взять примерное концессионное соглашение или скачать с «торгов»? Экономно, но … неэффективно.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.