Инфраструктура. Право. Решения.

10-03-2021
Новый акт

 

9 марта 2021 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2021 № 247 «О внесении изменений в приложение № 27 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования"». Данным постановлением внесены изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета <…> в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642(«Правила»).

Правила регулируют порядок предоставления федеральных субсидий в бюджеты субъектов РФ в целях создания дополнительных мест в общеобразовательных организациях в рамках региональных программ. Средства могут направляться в рамках проектов по созданию (реконструкции) или приобретению объектов образования в региональную (муниципальную) собственность, которые реализуются после 1 января 2020 г.

При этом под объектом образования понимается здание (пристройка к зданию), строение, сооружение или их комплекс, оснащенные всем необходимым для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Объект образования может входить в состав многофункционального комплекса, который может включать в себя объекты различных уровней/подвидов образования, объекты спортивной и социальной инфраструктуры.

Новая редакция Правил напрямую предусматривает концессионное соглашение в качестве возможной модели реализации проектов в отношении объектов образования наряду с государственным контрактом. 
Для получения федерального субсидирования на реализацию проекта по модели концессионного соглашения необходимо соблюсти определенные условия:

1.   концессионные соглашения должны соответствовать ряду требований, изложенных в приложении к Правилам, среди которых можно выделить следующие:

―   требования к заверениям сторон (включая заверения концедента в части принятия денежных обязательств и соответствия объекта государственной/муниципальной программе);

―   требования к описанию обязательства концедента по предоставлению финансирования (цель исполнения денежных обязательств, размер и порядок выплаты (график) платежей, запрет на уменьшение размера денежных обязательств концедента на сумму штрафов, неустоек или иных мер гражданско-правовой ответственности, структура платы концедента, учитывающая расходы на уплату процентов и комиссий по кредитам (займам) и др.);

―   перечень и условия наступления особых обстоятельств, влекущих за собой освобождение от ответственности, продление сроков, изменение соглашения, возмещение расходов, упущенной выгоды, недополученных доходов (к особым обстоятельствам отнесены, в частности, превышение платы за подключение над предельным размером, превышение сметной стоимости строительства, необходимость выполнения дополнительных работ и др.);

―   условия, подлежащие включению в случае привлечения заемного финансирования (например, согласование основных условий соглашений о предоставлении заемного финансирования, предварительное согласование всех изменений концессионного соглашения с кредитором и т. д.).

2.   структура финансового обеспечения должна соответствовать предусмотренным в документе правилам, среди которых можно отметить следующие:

―   создание (реконструкция) объектов образования обеспечивается концессионером за счет собственных и (или) привлеченных (заемных) инвестиций и капитального гранта;

―   концедент осуществляет после ввода объекта образования в эксплуатацию выплату платы концедента;

―   федеральная субсидия предоставляется по принципу софинансирования - в части, непокрытой федеральной субсидией, концедент предоставляет капитальный грант и плату концедента за счет средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета;

―   концессионное соглашение может предусматривать иные обязательства концедента в случае их финансового обеспечения за счет средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета (затраты на обновление имущества и капитальный ремонт объекта), но субсидии из федерального бюджета на софинансирование таких обязательств не предоставляются;

―   финансирование затрат на уплату НДС в составе расходов на создание (реконструкцию) объекта осуществляет концессионер за счет собственных и (или) привлеченных инвестиций;

―   в состав платы концедента, уплачиваемой за счет бюджета субъекта РФ и местного бюджета, может включаться возмещение расходов концессионера на уплату налога на прибыль в отношении внереализационных доходов, полученных от концедента;

―   максимальный размер платежей концедента в форме капитального гранта, платы концедента, а также платежей концедента по иным обязательствам в совокупности не может превышать объем фактических расходов концессионера на создание (реконструкцию) и эксплуатацию объекта образования и расходов на уплату процентов и комиссий по кредитам (займам), привлекаемым для реализации проекта.

3.   срок реализации проекта должен составлять не более 15 лет с даты заключения концессионного соглашения, в том числе не более 3 лет на создание (реконструкцию) объекта;

4.   в рамках проекта должно быть обеспечено 24-часовое онлайн-видеонаблюдение с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за создаваемыми (реконструируемыми) объектами образования.

Порядок определения размера субсидии устанавливается Правилами исходя из способа финансирования концессии публичной стороной (капитальный грант или плата концедента). Формула расчета при использовании капитального гранта учитывает расчетный размер вложений, соотношение платежа от концедента к расчетному объему вложений исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ, а также уровень софинансирования расходов концедента. Формула расчета при использовании платы концедента предусматривает расчет размера субсидии исходя из размера платы концедента и уровня софинансирования расходов с учетом бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Срок софинансирования проекта за счет федеральной субсидии не может превышать 15 лет.

***

Полагаем, что подробные требования к содержанию концессионных соглашений, установленные Правилами, позволят упростить процедуру их согласования и  будут способствовать привлечению внешнего финансирования в проекты, финансируемые с участием федеральных средств. 

Дополнительно Минпросвещения России будет разработан порядок проведения отбора проектов, претендующих на получение финансовой поддержки. Также министерством будет подготовлен проект решения Правительства РФ об определении концессионеров, с которыми субъекты РФ, муниципальные образования могут заключить концессионные соглашения без проведения конкурса.

Ознакомиться с текстом постановления Правительства РФ № 247 можно по ссылке: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103010042?index=0&rangeSize=1


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

ГЧП в Арктике
13 Nov 2025
Аналитика

ГЧП в Арктике

Эксперты P&P Unity подготовили обзор "ГЧП в Арктике".

Внесены изменения в регулирование соглашений о защите и поощрении капиталовложений
10 Nov 2025
Новый акт

Внесены изменения в регулирование соглашений о защите и поощрении капиталовложений

Принято Постановление Правительства РФ от 31 октября 2025 года №1709, которое детализирует механизм предоставления налогового вычета, а также внесены точечные изменения в Закон о защите и поощрении капиталовложений.

Аспекты реализации концессионных соглашений в отношении систем фото-, видеофиксации в сфере безопасности дорожного движения

Аспекты реализации концессионных соглашений в отношении систем фото-, видеофиксации в сфере безопасности дорожного движения

Реализация проектов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, предусматривающих приобретение комплексов ФВФ, может требовать значительных инвестиций, поэтому многие регионы используют механизм концессионных соглашений.

Новый законопроект о внесении изменений в законодательство о ГЧП в промышленной сфере
27 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект о внесении изменений в законодательство о ГЧП в промышленной сфере

В Госдуму внесен законопроект, корректирующий правила реализации ГЧП-проектов в отношении промышленных объектов.