+7 (495) 111 07 60
info@ppunity.ru

Участие субъекта РФ в коммунальной концессии: есть вопросы

С 1 января 2017 года регион в обязательном порядке является самостоятельной стороной муниципального концессионного соглашения, заключенного в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если полномочия в сфере тарифного регулирования не переданы на уровень муниципалитета[1].

В таком случае в обязанности субъекта РФ входит установление тарифов, утверждение инвестиционных программ, возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера[2]. Регион также вправе предоставить концессионеру по муниципальной концессии государственные гарантии[3]. Иные права и обязанности региона могут быть включены в концессионное соглашение в случае, если они предусмотрены нормативными правовыми актами региона[4].

Вместе с тем Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») урегулированы не все аспекты участия региона в муниципальной концессии.

Во-первых, не предусмотрено участие региона в принятии решения о заключении концессионного соглашения, согласовании его условий и выборе победителя концессионного конкурса. Субъект РФ также формально не наделен правом влиять на принятие решения о возможности заключения концессионного соглашения в рамках «частной инициативы», его привлечение к участию в переговорах с инициатором проекта не является обязательным. Урегулирование этих вопросов особенно актуально, так как, подписывая соглашение, регион принимает на себя обязательства перед концессионером, в том числе финансовые, и несет ответственность за их исполнение.

Во-вторых, неподписание соглашения регионом влечет его незаключенность[5], при этом основания отказа региона от подписания муниципальной концессии не предусмотрены. Законодательство не позволяет прямо ответить на вопрос: может ли регион произвольно отказывать в подписании концессии или он обязан подписать соглашение в случае, если соблюдены все процедуры (проведен конкурс, согласованы необходимые параметры с тарифным органом и т.д.)?

В-третьих, Закон о концессиях не запрещает, но и не предусматривает участие региона в заключении прямого соглашения в целях финансирования муниципальной концессии. При этом на практике регион привлекается к участию в прямом соглашении (см., например, концессионное соглашение в рамках Стандартного отраслевого решения в теплоснабжении), так как выполнение регионом своих обязательств по концессии непосредственно влияет на объем выручки (дохода) концессионера, своевременность её получения и, соответственно, надлежащее исполнение концессионером обязательств перед кредиторами.

Полагаем, что отдельные процедурные вопросы могут быть урегулированы на уровне региональных правовых актов, а участие субъекта РФ в прямом соглашении при правильном структурировании отношений соответствует действующему законодательству. Вместе с тем, очевидна необходимость развития нормативной базы по поставленным вопросам.

 


[1] Часть 2 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

[2] Пункты 1-3 части 4 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

[3] Пункт 1 части 5 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

[4] Пункт 4 части 4, пункт 2 части 5 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

[5] Часть 2 статьи 40 Закона о концессиях.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

Свяжитесь с нами