+7 (495) 111 07 60
info@ppunity.ru

ГЧП в промышленности: есть ли перспективы?

9 сентября 2019

Закон о ГЧП (ФЗ № 224) позволяет заключать соглашения о ГЧП (МЧП) в отношении имущественных комплексов, предназначенных для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности. Опция появилась в конце 2016 года, но реальных кейсов на рынке до сих пор нет.

Мы задались вопросом – почему рынок не проявляет явного интереса к относительно новой возможности? Есть ряд предположений на этот счет.

Почему «буксует»

Во-первых, текущий набор преференций и механизмов поддержки промышленности в значительной мере сформирован и продолжает совершенствоваться. Его объем при определенных обстоятельствах достаточен для поддержки промышленных проектов. Например, чтобы получить государственный (муниципальный) земельный участок в аренду без торгов и обеспечить тем самым целостность промышленного проекта – достаточно признать инвестиционный проект масштабным в соответствии с региональным законодательством. А заключение специального инвестиционного контракта (СПИК) позволит получить дополнительную государственную поддержку, в том числе обеспечить стабильность ведения бизнеса.

Во-вторых, механика заключения и исполнения соглашений о ГЧП (МЧП) достаточно сложна и не апробирована в нужной мере. Даже в традиционной для ГЧП социальной отрасли количество проектов, структурированных в соответствии с ФЗ № 224, весьма невелико. Есть и неоднозначные моменты юридического толка.

В-третьих, мы допускаем, что механизм еще не «распробован» игроками. Нет понимания тех преимуществ, которые дает заключение соглашения о ГЧП (МЧП). Например, с точки зрения привлечения заемных средств, как нам кажется, заключение соглашения о ГЧП (МЧП) СГЧП может дать преимущества для производственников. Конечно, если структура проекта будет выстроена по канонам проектного финансирования (создание проектной компании, прямое соглашение и т.д.).

Где применить

На наш взгляд, использование соглашений о ГЧП (МЧП) в сфере промышленности может быть рассмотрено как минимум в следующих случаях:

  1. Производство создается на базе мощностей, принадлежащих региону/муниципалитету. Иными словами, публичный партнер предоставляет имущество (площадку) под реконструкцию и использование. Наверно, почти у каждого публичного партнера найдутся такого рода «непрофильные» активы.
  2. В периметре проекта помимо создания производства включены обязательства частника создать необходимую инфраструктуру (с возможной компенсацией со стороны публичного партнера). Заключая соглашение о ГЧП (МЧП), мы обеспечиваем комплексность проекта, при этом есть возможность передать функцию по эксплуатации созданной инфраструктуры публичному партнеру.
  3. Публичный партнер готов оказывать максимальную поддержку проекту в силу его значимости либо заинтересован в приобретении части или всех созданных производственных мощностей, в том числе в формате предоставления гарантий по входящему финансовому потоку.

***

Мы продолжим исследовать перспективы использования механизмов ГЧП в промышленности. Полагаем, что существенную роль в развитии механизмов могут играть федеральный Фонд Развития Промышленности и региональные фонды.

Будем рады Вашим мнениям и предложениям по обозначенной тематике! Пишите нам: info@ppunity.ru, semyon.mokin@ppunity.ru.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

Свяжитесь с нами