+7 (495) 111 07 60
info@ppunity.ru

Финансовый лизинг – альтернатива ГЧП?

06 мая 2019

Вектор на создание «Умных городов», а также зреющие проекты в сфере общественного транспорта потребуют приобретения оборудования, в том числе высокотехнологичного, в значительных объемах. В условиях бюджетного дефицита речь, как правило, не идет о прямой закупке, поэтому рынок продолжает искать оптимальные инструменты для удовлетворения нужд госсектора.

Государственно-частное партнерство

На текущий момент российское законодательство прямо предусматривает три основных правовых модели долгосрочного взаимодействия публичной и частной стороны на принципах государственно-частного партнерства («ГЧП»): концессионное соглашение, соглашение о ГЧП и (с некоторой долей условности) контракт жизненного цикла (КЖЦ). КЖЦ, заключаемый по правилам Закона о контрактной системе[1], пока применяется крайне редко, не в последнюю очередь именно в связи с жесткостью конструкций контрактного законодательства. Соглашение о ГЧП в последнее время набирает популярность, но безусловным лидером среди используемых моделей остается концессия. Однако и она нередко подвергается критике.

Одной из распространенных претензий к моделям концессии и соглашения о ГЧП является длительность процедур, предшествующих заключению соглашения. Даже для концессии, которая не требует дополнительной процедуры в виде оценки эффективности и сравнительного преимущества проекта, полноценный конкурс занимает не менее 7-9 месяцев. Теоретически более быстрая частная инициатива из-за почти отсутствующих ограничений по отношению к третьим лицам, заявляющим о своем интересе к проекту, с легкостью может перейти в конкурс, что будет означать те же самые 7-9 месяцев плюс время, потерянное на подготовку и проработку инициативы. По сравнению с этим сроки подготовки и запуска проекта по Закону о контрактной системе гораздо короче: без учета времени на собственно подготовку проекта все официальные процедуры укладываются в пару месяцев. Возможно, обсуждаемый уже более года законопроект внесет необходимые корректировки в Закон и концессиях[2] и Закон о ГЧП[3], а также устранит иные ограничения, иногда негативно влияющие на реализацию проектов по этим моделям.

Кроме этого, задачи определенных категорий инвесторов не всегда требуют использования инструментария, предлагаемого традиционными форматами ГЧП. Например, частная сторона может быть не заинтересована в долгосрочной эксплуатации объекта соглашения: ее приоритетом может быть поставка оборудования. Это становится причиной того, что и частные инициаторы проектов, и финансирующие организации рассматривают альтернативные правовые схемы.

Финансовая аренда (лизинг)

Одной из альтернатив ГЧП можно назвать финансовую аренду (лизинг). Частный инвестор (лизингодатель) приобретает необходимое для удовлетворения публичных нужд имущество (чаще всего – оборудование) и предоставляет его во временное пользование публичному образованию либо подведомственному учреждению/предприятию (лизингополучатель), получая за это оплату – лизинговый платеж. Если договор лизинга не предусматривает выкуп имущества, то право собственности на него сохраняется у лизингодателя после окончания договора. Если предусматривает – собственность переходит к лизингополучателю, а при расчете размера лизингового платежа учитывается стоимость выкупаемого имущества.  Таким образом, реализация лизинговой схемы позволяет публичному образованию приобрести необходимое имущество в рассрочку, при этом условие о техническом обслуживании приобретаемого имущества лизингодателем может быть также предусмотрено договором.

Модель финансового лизинга имеет ряд преимуществ, например:

Вместе с тем, лизинговая схема лишена ряда возможностей, предоставляемых концессией или соглашением о ГЧП, в том числе:

Что выбрать?

Как видно из приведенных различий, ГЧП и лизинг - принципиально разные схемы вложения инвестиций в инфраструктуру. Выбор того или иного способа реализации проекта зависит от интересов и задач, стоящих перед его сторонами.

ГЧП – это комплексный подход с гибкой системой распределения рисков и реагирования на изменения технологий, обладающий большей степенью защиты инвестиций. Такой формат предполагает возможность коммерческой эксплуатации инфраструктуры, тем самым потенциально снижая нагрузку на бюджет. При этом частная сторона должна обеспечить не только вложение инвестиций, но и эксплуатацию инфраструктуры в интересах публичной стороны.

Лизинг – упрощенный формат вложений в инфраструктуру, позволяющий в короткие сроки запустить проект. Такой способ реализации проектов, как правило, используют в целях поставки оборудования в рассрочку. Включение дополнительных опций (например, в виде эксплуатационных обязательств) может создавать риск переквалификации формата в ГЧП.  

 


[1] Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

[2] Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

[3] Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ.

[4] См. в т.ч. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 17 от 14.03.2014 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга».


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity. 

 

 

Свяжитесь с нами