+7 (495) 111 07 60
info@ppunity.ru

«Умный город» - тренд или бренд?

21 февраля 2019

Тема реализации инфраструктурных проектов на принципах «Умного города» является одним из самых обсуждаемых трендов последних месяцев. Утверждение паспорта ведомственного проекта еще больше подогрело интерес рынка к данному направлению развития. Регионы и муниципалитеты в экстренном порядке (иногда, нужно признать, довольно бессистемно) пытаются понять, какие акценты нужно менять в собственных планах развития. Частные инвесторы предвкушают дополнительные источники бюджетного финансирования и обновляют бизнес-планы проектов с тем, чтобы они в большей мере соответствовали идеям «цифровизации». Простой пример: запрос «умный город» в «Яндексе» на протяжении последнего месяца встречается с той же частотой, что и запрос «ГЧП» и опережает запрос «концессионное соглашение»[1].

Хотелось бы немного порассуждать на тему перспектив «Умного города», а главное -  того, готовы ли в экстренном порядке «поумнеть» наши муниципалитеты и инвесторы.

Планы и инструменты

Изучение паспорта «Умного города» без преувеличения заставляет чувствовать гордость за то, что ждет городское хозяйство РФ в ближайшие 5 лет. Так, доля жителей городов, имеющих возможность участвовать с использованием цифровых технологий в принятии решении по вопросам городского развития, должна вырасти с 5% в 2019 году до 60% в 2024 году[2]. По сравнению с текущей ситуацией, когда публичные слушания по изменению генерального плана зачастую проводятся максимально незаметно для населения в середине буднего дня, это существенный рывок вперед. То же касается и прочих сфер, тем более, направления развития городского хозяйства в рамках «Умного города» не ограничены и, теоретически, под них попадает многое – от автоматизации систем учета коммунальных ресурсов до «умных» остановок общественного транспорта.

Основным механизмом реализации проектов по развитию городской среды на принципах ГЧП сейчас является концессионное соглашение. Инструмент понятен инвесторам и публичным партнерам, дает необходимый уровень защиты. Традиционно наиболее популярная сфера запуска проектов – теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. Далеко не все проекты такого рода отличаются «умной» начинкой – как правило, требуется в первую очередь «залатать прорехи», учитывая плачевное состояние «hard»-инфраструктуры.

Наращивает обороты тренд на запуск проектов в иных сферах – парки, освещение и др. Так, при правовой поддержке экспертов P&P Unity в 2018 году была запущена концессия в отношении объектов наружного освещения г. Волгограда с суммарным объемом инвестиций около 1 млрд рублей (см. case study). Первый в своем роде масштабный прецедент на рынке.

29 июля 2018 года принят закон, позволяющий запускать проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) в отношении IT-инфраструктуры, что является важной предпосылкой для запуска проектов «Умный город». Самостоятельным объектом концессионных соглашений и соглашений о ГЧП могут быть программы ЭВМ, базы данных, информационные системы и сопутствующая инфраструктура, включая технические средства и центры обработки данных. Такой шаг создает благоприятные перспективы для внедрения IT-решений в городскую среду (см. обзор P&P Unity и ФРИИ «ГЧП в IT: новые возможности»).

Реализация возможна?

Никто не отрицает, что пока муниципалитеты используют отнюдь не все возможности, заложенные в концессионном инструментарии: часто встречаются серьезные ошибки в подготовке проектов, которые затем препятствуют их эффективной реализации. Частные инвесторы в свою очередь, не видя внятных перспектив в конкретном проекте, не приходят в конкурсы, подготовленные публичной стороной. Это касается не только концессий, запускаемых маленькими сельскими поселениями, но и средних проектов на уровне городов. Причин такой ситуации несколько, не последняя из них – нехватка компетенций, необходимых для качественной подготовки проектов. Представляется, что добавление информационной компоненты в проекты не облегчит процесс их разработки, тем более, что пока практика реализации ГЧП-проектов в отношении информационных объектов не сформирована, а все мы помним, какое длительное время понадобилось рынку, чтобы привыкнуть к специфическому регулированию в сфере коммунальных концессий.     

Добавляет вопросов и ограничение в отношении уровня реализации проектов, установленное для объектов информационных технологий: соглашения о муниципально-частном партнерстве в отношении таких объектов прямо запрещены, а возможность реализации концессий вызывает серьезные сомнения с учетом формулировок закона. Поэтому пока непонятно, по какой же правовой модели будут реализованы проекты, направленные на внедрение цифровых технологий в городскую среду. Возможно, это будет концессионная модель или СГЧП, но реализованные на региональном уровне, возможно – потребуется внесение изменений в законодательство или применение альтернативного варианта.

В любом случае очевидно – воплощение идей, заложенных в «Умном городе», потребует серьезной методологической работы, в первую очередь, на уровне муниципалитетов, а достижение заложенных показателей потребует не просто запуска, но качественной реализации соответствующих проектов.

 

Юридическая компания P&P Unity предлагает комплексное сопровождение проектов развития городской среды в формате "Умный город".



[2] См. цель и показатели ведомственного проекта Паспорта ведомственного проекта «Умный город», утвержденного приказом Минстроя РФ от 30.10.2018 года №695/пр.


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.  

 

Свяжитесь с нами